Осуждали закон-убийцу

Ольга Токмакова
Охотники за землей продолжают безнаказанно уничтожать ставропольские села, вооружившись, как ни странно, федеральным законом. «Банкротство» сельхозпредприятий стало видом сверхприбыльного криминального бизнеса.

Как спасти агропромышленный комплекс (АПК) от разрушительного действия Федерального закона (ФЗ) «О банкротстве» и вернуть людям невыплаченную зарплату, которая только по Ставрополю достигла 18,5 миллиона рублей, решали на совещании, которое провел главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Александр Коробейников. Что интересно, рядом с ним на этот раз в президиуме сидели Петр Марченко и Александр Шиянов – бывшие руководитель края и его заместитель.

Федеральный закон «О банкротстве» ставропольские аграрники прозвали законом-убийцей, потому что в сельском хозяйстве закон работает не на финансовое оздоровление, а на аферистов. Мощные аграрные предприятия легко обанкротить, когда у них не сезон, потому что закон позволяет вводить процедуру банкротства при долгах всего в 100 тысяч рублей, не выплаченных в течение трех месяцев. В итоге можно за бесценок завладеть чужим имуществом, а главное - десятками тысяч гектаров земли. При этом о людях пришлые управленцы не думают, лишая их паев земли и работы, уничтожая инфраструктуру поселков, в которых и так уже остались «последние из могикан».

Заместитель министра сельского хозяйства Юрий Белый описал общий алгоритм действий пришельцев так: «Чихали они на нас. Им главное все развалить, добраться до земли и поставить нового собственника». Секретарь политсовета городского отделения партии «Единая Россия» Петр Марченко привел пример арбитражного управляющего, который одновременно «руководит» предприятиями в Грачевском, Степновском и Минераловодском районах. Такому универсальному финансовому доктору наверняка пригодился бы личный вертолет.

Банкротят АПК края почем зря уже два года, с тех пор как в 2002 году вышел закон. Но из 363 сельхозпредприятий (СХП), попавших под процедуру банкротства, финансово оздоровились и стали успешными только два. Причем арбитражными управляющими там стали не варяги, а люди, которые всю жизнь проработали в сельском хозяйстве края. Под суд же за преднамеренное банкротство недавно попал всего один из сотен махинаторов – председатель одного из СХП в Ипатовском районе.

Александр Коробейников начал совещание с глобального экономического вопроса, решение которого может прекратить беспредел с банкротством и использование на чей-то карман несовершенства законодательства. Это введение электронной системы регулирования рынка – биржевой торговли, которая прекратила бы отток капитала из реального сектора экономики, вывела зерно из теневого оборота (сейчас «в тени» до 45 процентов ставропольского зерна), сделала бы целью ведения хозяйства не личную наживу, а экономическую эффективность. Концепция системы электронной коммерции в Ставрополе давно разработана и существует в готовом виде, ее надо просто принять и пользоваться. В представительстве президента в ЮФО концепцию, предоставленную генеральным директором некоммерческого партнерства «Северо-Кавказская универсальная биржа» Сергеем Березуцким, которая адаптирована к любому российскому региону, уже рассмотрели и одобрили. Та же самая реакция в министерстве регионального развития, где разработчикам из Ставрополя предложили предоставить целевую программу, которую могут принять со следующего года. И только тогда государство получит возможность реально регулировать рынок. Этим проектом заинтересовался вице-губернатор Ставропольского края Борис Калиничев.

Но пока начнет действовать электронная биржа или пока Закон «О банкротстве» в российском парламенте поправят в расчете на сельское хозяйство, край может лишиться АПК, и земля уйдет с молотка. Похоже, мы уже просто катимся по пути, который еще в 50-х годах для развала СССР определил шеф ЦРУ Ален Даллес и пообещал «черное сделать белым, а белое черным»: пишутся хорошие законы, по которым в России делаются нехорошие дела, подрывающие экономическую безопасность страны.

Этой весной, когда полпредство ЮФО завалено сотнями массовых жалоб на пресловутое банкротство, в Ставропольский арбитражный суд опять поданы иски по банкротству целого ряда СХП. Как раз тот момент, когда до сбора урожая еще далеко и хозяйства уязвимы. Вопросы в связи с катастрофическим «банкротством по закону» федеральный инспектор задавал всем руководителям федеральных служб и региональным властям, в частности краевым министерствам экономики и сельского хозяйства. И главный вопрос в том, как удается единичным махинаторам легко обходить сотни чиновников вместе с их мощным административным ресурсом.

Оказывается, нет в нашем регионе политической воли. Проще говоря, местным, особенно муниципальным, властям не надо, ссылаясь на закон, закрывать глаза на грабительский передел собственности. В других российских регионах это уже поняли. Представитель Ставропольского арбитражного суда прямо на совещании открыто просила правительство края и его структуры, управление федеральной налоговой службы представлять свою позицию по каждому переданному в суд делу по банкротству сельхозпредприятий. Ведь даже контролировать действия арбитражных управляющих, которые почему-то приезжают работать в Ставропольский край из всех уголков огромной страны (их уже прозвали «заморскими»), может не государство, а только кредиторы и саморегулируемые организации. Это всевозможные общества профессиональных антикризисных управляющих.

Сейчас уже простые, не наделенные властью люди объявляют войну пришельцам и объединяются в борьбе за землю – нанимают юристов за собственные сбережения. Пока это самый действенный способ защитить свои законные права и сохранить собственность на землю. Такие общественные объединения федеральный инспектор намерен поддерживать. Вот только плохо со сбережениями, которыми надо расплачиваться за оформление земли и прочие земельные процедуры. Мало того что зарплаты на селе в разы меньше, чем в среднем по России, в крае больше 60 процентов безработных в сельской местности. За прошлый год число ставропольских сельских безработных выросло вдвое, а в городах – только на 16 процентов. Но и тем, кто работает, не платят. По данным инспекции по труду, в крае 122 миллиона рублей задолженность по зарплатам. Среди сельских районов в этом смысле лидирует Грачевский район – 10,9 миллиона рублей долга.

Назвали и те организации, которые хронически не выплачивают зарплату в Ставрополе: завод «Красный металлист», предприятие «Оптрон», муниципальные коммунальные предприятия. Известно, что сейчас во многих регионах России контролирующие ведомства ставят этот вопрос жестко – против работодателей за систематическую невыплату зарплаты возбуждаются уголовные дела.

Правда, завершилось тревожное совещание красиво – цветами и подарками. Главный федеральный инспектор поздравлял с юбилеем участника Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры РФ и старейшего музейного работника Ставрополья Вениамина Госданкера, а также ректора Северо-Кавказского технического университета Бориса Синельникова. Борис Михайлович сообщил хорошую новость, что наконец утвержден проект здания СевКавГТУ. В Ставрополе на проспекте Кулакова появится самый высокий университет на юге России. Его внешний вид будет напоминать знаменитый МГУ – с 17-этажным центральным корпусом.



Последние новости

Все новости

Объявление