ОТ ДЗЕРЖИНСКОГО – ДО АНДРОПОВА, и далее везде
Наталья ИльницкаяСегодня в краевом театре драмы имени М. Ю. Лермонтова состоится торжественное собрание, посвященное 90-летию УФСБ по Ставропольскому краю.
Правда, если исходить из исторических реалий, то у этой спецслужбы гораздо более преклонный возраст. Недаром и в музее управления есть отдельный стенд, посвященный Третьему отделению и подопечным жандармов на Кавказе – поэтам Пушкину, Марлинскому, тому же Лермонтову, сосланным декабристам. Но так уж повелось, что счет идет «от Дзержинского». Как пел наш местный бард в конце 80-х: «Ах, комитет, ах, комитет, твоя мамаша – чрезвычайка…»
ВЧК, ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, ФСК, ФСБ… У каждой аббревиатуры свой контекст. Помнится, в начале 90-х, когда стали открываться архивы и заработала краевая комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий, причастные к ее деятельности сотрудники ведомства стали хранить у себя в кабинетах валерьянку. И не только для родственников погибших, которым показывали дела, и для себя тоже. Ведь, как и все, люди, и нервы не такие уж железные, как иногда им приписывают. Впрочем, чекистов тоже репрессировали – в музее управления есть общие фотографии, на которых рядом с обычными лицами черные провалы на месте тех, кто был отправлен в лагерь или расстрелян.
Хотя именно репрессии, борьба с инакомыслием по понятным причинам приходит в голову в первую очередь при слове «чекисты», их деятельность была и есть куда шире. Это и участие в Великой Отечественной войне, в том числе в подполье, и борьба с промышленным, иным шпионажем, которая сегодня наравне с борьбой против терроризма, экономической преступности и особенно коррупции в приоритете у спецслужбы. Просто известно об этом меньше… И государству, и обществу без нее не обойтись. А история – она у нас одна на всех.
Фото Александра Плотникова.