«От греха подальше», или Немного о русском акционизме
Виктория ЗенчукКатрин Ненашева - художница-активистка родом из Краснодара, студентка Литературного института, сотрудник благотворительного фонда "Река детства" и бывший журналист - к 21 году успела пройти огонь, воду и далее по списку. Этим летом Катю вдруг стали узнавать на улицах, звать на интервью в различные издания, интенсивно обсуждать в интернете, активно поддерживать и упорно не понимать, восхищаться ею, либо же наоборот осуждать. И вот сейчас я попытаюсь рассказать по порядку, почему же произошло это "вдруг".
Студентка в тюремной робе
25 мая, когда я впервые увидела на Кате робу в институтской аудитории - толком и не поняла ничего - шёл зачёт и было не до внимательного разглядывания внешнего вида соседки по парте. Далее слышу комментарий однокурсника: "я немного не так себе это представлял, а как-то - погрязнее что ли", потом преподавательницы - нечто вроде: "третий отряд, не давайте списывать". Я пожала плечами и решила выяснить позже, в чем же дело. Вечером того же дня ситуация предельно прояснилась - последняя на тот момент Катина запись в социальной сети манифестировала:
"О проблемах посттюремной адаптации говорить не принято. Эта социальная группа по-прежнему никого не интересует. При моем личном мини-опросе 8 из 10 человек никогда не думали, что выходя из колонии, женщина испытывает огромные психологические трудности - помимо сложностей в поиске работы - это дезориентация в пространстве, зажатость в общении, незнание нынешнего социального климата. "Не бойся" - акция в поддержку женщин, находящихся в колонии и тех, кто из нее уже вышел. 30 дней я буду жить своей обычной жизнью в форме заключенной".
Насколько я помню, Катя всегда проявляла живой интерес и сострадание к так или иначе дискриминируемым категориям людей и вдобавок любила искусство перформанса и акционизм. Может быть, как раз потому данное заявление меня практически не удивило, однако, разумеется, тронуло и показалось весьма любопытным.
Actio!
К слову, уже в Ставрополе я поспрашивала местных жителей, ассоциируется ли с чем-нибудь у них слово «акционизм», и если да, то с чем. Результат удивил: самым популярным вариантом ответа стало притягивающее предметы заклинание «акцио» в романах о Гарри Поттере. Однако пара человек всё же сказала о притяжении уже не предметов, но внимания людей, назвав при этом акционизм либо фарсом, либо слишком авангардным искусством для того, чтобы зритель его понимал. Лишь однажды прозвучало упоминание о «Pussy Riot» как об образце бездарного выступления, пару раз - о «чуваке, зачем-то прибившем гениталии к Красной площади», то есть о скандальном художнике Петре Павленском.
Ходить по улицам и общественным местам в тюремной робе Катя Ненашева начала для того, чтобы показать некоторую условность разделения на свободу и несвободу в контексте женщин, переживших тюремное заключение. На выходе из места лишения свободы она как бы меняет реальную тюремную робу на фантомную, снять которую, в свою очередь, уже невозможно, ведь нельзя просто взять и спрятать в карман факт судимости. "Конечно, с аналогичной проблемой сталкиваются и мужчины, но женщины и без того довольно уязвимая категория", - прокомментирует Катрин позже свой акцент именно на женщинах.
Фиксация каждого дня в формате иллюстрированного фотографиями дневника: неоднозначные реакции окружающих на тюремную робу, поездка в колонию, прогулка с воспитанниками детского дома, которые дожидаются маму из заключения, попытки устроиться на работу с вымышленной биографией бывшей заключённой (как и предполагалось, безуспешные).
Письма в колонию
Помимо учебы в Литинституте, Катя работает в благотворительном фонде "Река детства", где координирует различные проекты и волонтёров, до этого состояла в фонде "Разные дети". Заинтересованность в благотворительности объясняет стремлением быть полезной обществу и помогать нуждающимся. «Изначально планировалось делать это в журналистике, но с опытом поняла, что это практически невозможно». Не позволяла ангажированность изданий.
Фонд "Река детства" в числе прочего содействует заключённым матерям и их детям. Однажды во время поездки в женскую колонию к Кате подбежала заключённая и попросила её сфотографировать: "Для Наташи из 1 отряда одной из колоний во Владимирской области сфотографироваться - настоящая экзотика. Наташа не фотографировалась 5 лет. Ситуация и подсказала формат для акции". Накопившиеся за 30 дней фотографии планировалось по завершении акции передать в ту самую колонию, на обороте каждой написав "Не бойся". Также попутно Катя искала людей, готовых переписываться с женщинами-заключенными, со многими из которых никто не поддерживает связь. Однако после Дня России поддерживать связь с Катей данная колония отказалась.
Урок кройки и шитья
12 июня узнаю из новостей о том, как вооружившись тканью трёх цветов, табуреткой и швейной машинкой Катя Ненашева и Надя Толоконникова (также в тюремной одежде, узнавшая о Катиной акции накануне) вышли на Болотную площадь с целью сшить российский флаг, но не успели. "Что это тут происходит?" - спросили подошедшие люди в полицейской форме и пригласили посетить отделение.
Три часа в ОВД, в результате которых за локальный акт кройки и шитья ничего не пришили. Однако колония, как было уже упомянуто, двери перед Катей закрыла: “Зам. начальника попросила не приезжать "от греха подальше"”.
На вопрос о том, как вообще пришла идея шить флаг, Катя иронизирует: "А что же еще шить в День России? Как любовь к Родине выразить? В рукоделии. Не трусы же штопать на Болотке".
"Не бойся"
Несмотря на отказ колонии, акция продолжалась. 25 июня, в заключительный день, я приехала на Красную площадь, где проходила масштабная книжная ярмарка. Чтобы пройти, жду своей очереди к металлоискателю, разглядывая полицейских, вспоминаю, как накануне Катя объясняет Ане, что, если поведут, вырываться не нужно. Анна Боклер - новое действующее лицо - также имеет непосредственное отношение к проблемам посттюремной адаптации:
"Я делала проект - книжный дискуссионный клуб на английском языке для бывших заключенных на базе большого проекта по их социальной адаптации "Возвращение".
Свою мотивацию Аня объяснила тем, что ей "не давало покоя неумение большинства людей не отмахнуться с брезгливостью своего превосходства от стоящего перед собой человека, если когда-то прежде он примерил форму".
Итак, на тридцатый день "Не бойся" мне удалось вживую наблюдать за тем, как две девушки не побоялись говорить о том, что, как правило, находится в тени информационного поля. Причём говорить действием, совершаемым в таком центре притяжения, как Красная площадь, то есть на собственный страх и риск.
Аня Боклер публично побрила Катю Ненашеву налысо (чем обыгрывался стереотип об этой якобы обязательной процедурой применительно к женщинам, попавшим в заключение), а также сорвала с неё робу, под которой оказалось штатское "маленькое чёрное платье" с точно такой же нашивкой, какая была на форме.
По ходу трёхминутного перформанса вокруг девушек очень быстро стали сгущаться люди, снимать происходящее на свои девайсы. Краем глаза я видела недоумение в их лицах. Краем уха слышала сомнение стоящего рядом сотрудника полиции относительно того, брать или не брать, шипение рации, под конец - когда девушки подобрали с брусчатки подстеленный плащ с остатками волос и обрывки робы и удалились - чьё-то остроумное замечание о "рекламе машинки для бритья". Кажется, были даже аплодисменты.
Мы (а это Катя, Аня, один фотограф, одна журналистка, писавшая тогда материал об акции, и я), озадаченные тем, что действие всё же не было прервано, направились к выходу с площади. Там-то уже поджидала компания полицейских. Попросили паспорта. Следующий кадр - нас ведут к стоянке со служебными автобусами, всех пятерых.
"Когда шли через всю площадь было очень волнительно: успеем ли начать, как скоро пресекут, чем все обернется. Когда начали перформанс: никаких ощущений, просто алгоритм, только посередине вздрогнула на секунду: непонятно было почему нас не берут и чего же они хотят дождаться, и продолжила спокойно. Я знала абсолютную законность наших действий: не было организации мероприятия (баннеров, слов, рекламы, призыва смотреть), мусор мы подобрали, заняли собой пару квадратных метров на краю дороги. В то же время я не могла не ожидать задержания. Поэтому на обратном пути я пересекала площадь в недоумении: неужели не возьмут, а если возьмут, то когда?", - так потом описала Аня Боклер свои ощущения от перформанса.
Журналистку отпустили по приезду в ОВД Китай-город. Меня и фотографа Виктора зачем-то продержали в отделении три часа. Катю с Аней сразу же поместили в изолятор, по очереди водили на допрос, фотографировали в фас и профиль, брали отпечатки пальцев. "Красная площадь - особая территория с особыми негласными порядками, так как прилегает к резиденции президента", - заявил следователь. На следующий день назначили суд, на котором Кате и Ане инкриминировали статью 20.2 "Нарушение установленного порядка организации, либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". Из забавного: машинку для бритья назвали в протоколе музыкальным инструментом. Отметили также, что девушки будто бы мешали передвижению граждан по Красной площади. Итог: трое суток ареста.
Зачем?
С заключительного дня "Не бойся" прошёл уже месяц. Я спрашиваю у Кати о том, изменилось ли что-нибудь после окончания акции.
"Если я скажу, что ничего не изменилось - совру, но на первый взгляд это так. В итоге: нашлись волонтеры для переписки и передачи вещей, а также заинтересовавшиеся проблемой люди; мы провели лекцию на тему адаптации маргинальных групп, начали сбор книг для колонии. Из плохого: пропал контакт с колонией, в частности - фото пока так и не дошли до женщин; процент людей, готовых помогать реально, слишком невелик после акции. Одна акция одного активиста в нынешней России, с нашими "либеральными" СМИ и диванной аудиторией, к сожалению, ничего не изменит, и мне страшно это осознавать. Кроме того, меня как активиста это ставит в странное положение".
P.S.
Выставка, посвящённая акции "Не бойся", помимо Москвы и Санкт-Петербурга пройдёт также и в краснодарском культурном центре "Типография" в конце августа.