От карательной функции — к исправительной

В мае система уголовно-исполнительных инспекций отметила свою 92-ю годовщину. Это совершенно обособленная часть Службы исполнения наказаний, которая работает с людьми, осужденными к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы. Раньше, в дореволюционное время, доктрина наказания имела исключительно карательную направленность. Основным постулатом уголовного права был тезис: «Наказание призвано обеспечить возмездие за совершенное деяние в виде адекватной кары». Этим определялась и структура органов, исполняющих наказание, которые были подчинены Главному тюремному управлению Российской империи. 

После Октябрьской революции 1917 года советская власть отказалась от сложившейся в российском уголовном праве системы построения карательных мер и сразу приступила к выработке новой, пролетарской уголовной политики. В советском обществе наказание являлось не только карой, но и имело целью исправление и перевоспитание преступника, превращение его в полезного и активного члена общества. Рассмотрением дела в суде и вынесением обвинительного приговора процесс исправления и перевоспитания виновного только начинался, и затем он продолжался в течение всего периода отбывания наказания.
Как самостоятельный вид уголовной ответственности наказания без лишения свободы введены инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года и назывались «обязательными общественными работами» или «принудительными работами». В первые годы существования Советского государства под этим наказанием имелись в виду не столько работы по месту службы, сколько обязательные работы неквалифицированного физического труда. Принудительные работы без лишения свободы преследовали цель воспитания и исправления осужденного в процессе труда.
В 1919-м были приняты «Руководящие начала» по уголовному праву. Основной целью наказаний «Руководящие начала» считали «…приспособление преступника к порядку общественных отношений, соответствующих интересам трудящихся…», его социальную адаптацию.
В системе наказаний, устанавливаемых ст. 25, на первом месте стояли меры судебно-воспитательного характера без лишения свободы: внушение; выражение общественного порицания; обязанность пройти курс обучения; объявление бойкота; исключение из коллектива на время или навсегда; возмещение причиненного ущерба; отрешение от должности; конфискация личного имущества; лишение политических прав; принудительные работы без помещения в места лишения свободы.
Позже было введено условное осуждение. Правда, на первых порах условность сводилась лишь к простому предупреждению о более строгом отношении к лицу в случае повторения им аналогического преступления.
После вступления в силу «Руководящих начал» суды начали применять предусмотренные ими меры наказания. Так, в 1920 году из числа осужденных трибуналами к лишению свободы были приговорены только 39 % преступников, к лишению свободы условно - 24 %, к принудительным общественным работам - 8 %, к штрафу - 6%, к общественному порицанию - 3 %.
В 1919 году при Административном отделе Московского Совета были созданы первые учреждения, исполнявшие принудительные работы, они назывались «бюро принудительных работ». Было выработано специальное «Положение о бюро принудительных работ». Это положение утверждено 7 мая 1919 года Центральным карательным отделом НКЮ РСФСР и было рекомендовано всем губернским карательным отделам в качестве основы для организации бюро принудительных (исправительно-трудовых) работ. Именно этот орган явился прообразом современных уголовно-исполнительных инспекций.
После этого в системе исполнения наказаний произошло немало реформ, исполнение принудительных работ возлагалось на административные отделения райисполкомов под общим руководством исправительно-трудового отдела НКВД, затем они находились в непосредственном подчинении управлений мест заключения Министерства охраны общественного порядка, позже - в непосредственном подчинении как начальников РОВД, так и отделов УИТУ МВД.
В конце XX века на инспекции исправительных работ были возложены дополнительные функции по контролю за поведением условно осужденных с испытательным сроком и осужденных с применением отсрочки исполнения приговора, а также по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Таким образом, во второй половине прошлого века была создана система органов и учреждений по исполнению наказаний без лишения свободы, на которую были возложены контрольно-надзорные функции в отношении осужденных к исправительным работам, ссылке, высылке, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, условному осуждению и условному освобождению с обязательным привлечением к труду, наказанию с отсрочкой исполнения приговора.
С 1 января 1997 года инспекции исправительных работ и трудоустройства переименованы в уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), которые в 1999 году были переданы из МВД России в Минюст России. В Управлении исполнения наказаний по Ставропольскому краю был создан отдел по руководству уголовно-исполнительными инспекциями. С октября 2009 года по настоящее время им руководит полковник внутренней службы Вячеслав Виноградов. На сегодняшний день в Ставропольском крае функционирует 35 уголовно-исполнительных инспекций, 5 из которых - межрайонные, численность личного состава за последние 5 лет увеличилась в 3 раза и составляет 173 сотрудника. Ежегодно по учетам УИИ края проходит около 19 тысяч осужденных без изоляции от общества.
Организационная перестройка деятельности инспекций, проводимая в последние годы, позволила преобразовать их в полноценные учреждения уголовно-исполнительной системы, способные достаточно эффективно исполнять наказания без лишения свободы. Повысился их статус в системе правоохранительных органов, укрепилась материальная база, создаются надлежащие условия для функционирования. То есть основа для качественного исполнения альтернативных наказаний имеется. При условии поэтапного наращивания численности сотрудников и финансовой поддержки УИИ смогут выполнять больший объем работы в связи с реализацией современной государственной политики, направленной на увеличение доли судебных решений, не связанных с лишением свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.
Трофим Ратнер.



Последние новости

Все новости

Объявление