От мифа к мифу
Михаил ВасиленкоВ Москве на выходных пресекли очередную попытку проведения гей-парада. Это душераздирающее событие, как обычно, не всколыхнуло народные российские массы, зато стало широко известно в свободном мире, благодаря импортным журналистам, коих на мероприятии было никак не меньше его организаторов. Сразу же с Запада донеслись комментарии, дескать, рано говорить о демократии в РФ, пока секс-меньшинства не могут там свободно «парадировать». Ни больше ни меньше.
Речь здесь, собственно, не о гомосексуалистах: им в новой России никто не мешает жить, как они хотят и, пардон, с кем они хотят. Речь - о новомодном идеологическом клише или, если точнее, мифе, который «цивилизаторы» норовят распространить в наших непросвещенных умах. Речь - вообще о мифах, заполоняющих наше сознание по недомыслию или чьему-то умыслу, что совсем не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.
Вот в Первую мировую мозгами многих жителей Российской империи овладел миф о царице Александре Федоровне. Дескать, и германская шпиенка она, и полюбовница Распутина Григория. Настолько, понимаете ли, овладел, что после Февраля чрезвычайная комиссия, созданная Временным правительством, провела целое следствие с допросом свидетелей, дабы найти следы царицыных измен государству и мужу. Не нашла и - сейчас почти наверняка известно - найти не могла в связи, как говорят юристы, с отсутствием события преступления. Но легенда, порожденная то ли раздраженной обывательской толпой, то ли изощренными агитаторами, налила много воды на мельницу, жернова которой раздавили империю. Воды, быть может, гораздо больше, чем все марксистские брошюры вместе взятые, хотя, конечно, глубинные причины революционного взрыва залегали в иных исторических пластах. А ничего уже не изменить: свершились революции, расстрел семьи Романовых и много чего еще...
У нас вообще развенчание одного мифа происходит путем укоренения другого. Возможно, оттого, что, по словам классика, российская история - это борьба невежества с несправедливостью? А может, по словам другого, еще большего классика, из-за преодоления варварства варварскими методами? Не знаю, не знаю...
Но факт остается фактом: мы живем в мифологизированном сообществе, из века в век оставаясь доверчиво внушабельными. То негодуем из-за привилегий партийно-советской номенклатуры, а потом на ее обломках обнаруживаем хищную чиновничью касту с уровнем жизни и не снившемся соцбюрократам. То уповаем на чудодейственную благость рыночной экономики, которая нежданно-негаданно оборачивается для большинства лишь борьбой за выживание. То сами возносим себя и свое государство до масштабов общепланетарного мессианства, то мазохистски занимаемся самоглумлением. То из никого создаем себе кумиров, то своих кумиров низвергаем во прах. И часто при том в серьезные проблемы по-серьезному глубоко вникать не хотим. От этого что ли бродим, подобно моисеевским евреям по пустыне, за теми, кто нам расскажет сказочку послаще или на пальцах убедит в своей мегапродвинутости, так сказать, по части устройства жизни?.. Бродим в дебрях мыльных пузырей и фантомов, на которые то уповаем, как Хрущев на кукурузу, то устрашаемся ими, словно кошмарными снами. И, ошибаясь раз за разом, все меньше доверяем кому-либо или верим во что-либо, становимся циничными, погружаемся в апатию.
С этого ракурса еще более тревожащими выглядят попытки реформировать образовательную сферу таким образом, чтобы обречь многих и многих учащихся на получение лишь арифметически примитивных познаний, не научив их думать и анализировать. Не рассуждающие поколения - вот мягкий пластилин в руках тех внутри России и за ее рубежами, кто совсем не прочь в своих интересах манипулировать народом, который с таким трудом нащупывает свой цивилизационный путь.
Так что давайте больше знать, больше думать и иметь свою умную голову на плечах. И тогда мы будем меньше зависеть от чужого мифотворчества. Хотя утверждение, что люди вообще могут обходиться без мифов, - тоже миф.