От заветов предков – к национальным традициям
Наталья АрдалинаПомню, как в детстве со своим другом Максом копался в опаленной земле Восточной Пруссии в поисках все того же «эха войны»: старых немецких гильз, железных крестов, осколков посуды с крылатым орлом и прочей германской утвари. С таинственным блеском заядлых коллекционеров в глазах мы заглядывались на витрины антикварных магазинов. К концу школы мне удалось поиграть в русско-немецком оркестре, посмотреть на Бухенвальд, пожевать немецких сосисок, узнать о многих вещах в стиле «deutsch-russische Freundschaft». На первый взгляд – ничего особенного. Макс же примерил черную рубашечку с красно-белой «снежинкой», а в лексиконе его появились новые слова. А те, кто штурмовал Берлин, без неистовой ненависти за одним столом пьют водку на вечерах дружбы со стрелками «Эдельвейс», оккупантами Смоленска, Минска, с теми, кто держал Ленинград в смертельном кольце блокады. Что-то не так оказалось и в идеологии социалистического интернационализма с исключительной ролью национальных кадров во всеобщем коммунистическом строительстве.
Вот так и рушатся заветы наших предков, которые более полувека назад с огнем и кровью пополам дошли до Берлина, освободив нашу страну и Европу от ужасов нацизма.
Все-таки «просто так» ничего не бывает, а самому дойти до подобных «высот» вполне непросто, разве что при помощи вдохновителей, стремящихся забраться в молодые умы и ослабить вековой братский союз, посеять зло и вражду между народами России.
Однажды в троллейбусе пришлось встретить такого «нового патриота». Его бегающие глаза были полны испуга и вызывали жалость. То и дело он резко оборачивался по сторонам и прижимался к стенке салона, выкрикивая насаждено-заученные клише о ратных подвигах русской армии в войне «против Наполеона». Через слово ему удавалось восхвалять Шикльгрубера (т.е. Гитлера). В это время, трепетные коллекционеры, увлекаясь и теряя чувство меры, любовно шьют немецкую форму и старательно восстанавливают все нацистские эмблемы, так, не национальной идеи ради, а для исторической точности. За запрещенную ранее «МКашку»(Mein Kampf) любители истории еще пару десятков лет назад получали срок. Сегодня ее в Ставрополе можно купить всего за тысячу, и каждый раз последнюю со склада. И разве таким должно быть национальное будущее великой России?
Вот и появляются нездоровые идеи о национальной исключительности и тому подобном превосходстве, толкающие дружественные народы на скользкий путь вражды. Как дать понять, что национальная ненависть – тяжелый багаж, а жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло, пребывая в постоянных поисках мнимых врагов? В конце концов, в сердце каждого из нас с неизбежностью возобладают самые искренние и светлые чувства, с которыми мы и пойдем дальше по извилистой дороге жизни, передавая своим детям мудрые заветы предков.
Андрей Рубченко.