Откровения вице-­спикера

Елена Павлова
<

«Где лад, там и клад», ­ народная мудрость в устах вице­спикера Государственной Думы России Владимира Катренко прозвучала как призыв если не к единению, то к взаимопониманию. В данном случае ­ между политическими и властными элитами. Пока, мол, будут продолжаться внутриэлитные разборки, ничего хорошего не получится.

Владимир Семенович, начиная встречу с журналистами, что прошла накануне в конференц­зале «Ставропольской правды», обещал быть откровенным.

Ряд откровений действительно прозвучал. Вот, например: «Надо ежесекундно помнить, что все мы когда­нибудь станем бывшими»… Редкое заявление для активно действующего политика.

Еще одно откровение прозвучало в ответе на вопрос о выборных технологиях. В качестве демонстрации неблагоприятной динамики выборного процесса в России вице­спикер использовал личный пример. Рассказал, как в 1993 году, когда группа товарищей практически волевым решением двинула тогдашнего директора крупного автопредприятия Катренко в большую политику, получилось это легко и, что по нынешним временам кажется сказкой, совершенно бесплатно. Катренко тогда обошел по голосам одного из самых влиятельных бизнесменов Северного Кавказа Романа Гаврилова. В 1999 году для победы потребовалось привлечение опытной пиар­команды. В 2003­м, кроме пиарщиков, стали необходимы опытные юристы.

­ Нынешние выборные кампании пугают, ­ признался вице­спикер. – Страшно, когда начинают отстреливать претендентов, страшно, когда вместо аргументов убеждение идет количеством сопровождающих кандидата широкоплечих ребят…

Тем не менее, отвечая на вопрос о борьбе с коррупцией, Владимир Семенович слегка обнадежил присутствующих. Вскользь заметив, что этим недостойным общественным недугом болеют и в благополучных странах, и при этом признав, что в России коррупция приняла гипертрофированные формы, сопоставимые только с уровнем мздоимства в африканских странах, вице­спикер назвал ее издержками переходного периода и призвал не отчаиваться. Борьба ведется, она приносит результат, и возможностей для «отмывания» «черных» или «серых» схем сегодня намного меньше, чем даже год назад…

Журналистов, конечно, интересовали не только глобальные, но и конкретные вопросы. Например, судьба проекта создания особой экономической зоны на КМВ, приобретшего незаслуженно скандальную известность и приведшего в результате к отставке вице­губернатора Бориса Калиничева.

Владимир Катренко ответил, что он летел в Ставрополь в надежде порадовать руководителей Кавминвод тем, что проект, подготовленный группой под руководством Калиничева, вошел в семерку лучших и войдет, возможно, не только в пятерку, но даже в тройку победителей. И тут узнал, что Калиничев уже в отставке. Напомним, на краевой конкурс было представлено два проекта особой экономической зоны КМВ. На этом уровне неожиданно для многих победителем был признан проект московской фирмы, который вице­губернатор назвал «эпосом из жизни народов», не выдерживающим никакой критики. Так что на федеральный уровень он представил официально проигравший проект. Потом в краевой Думе озвучил свою позицию. Словом, ситуация выплеснулась из русла контролируемой внутриправительственной интриги. Далее последовала отставка «по собственному желанию и по состоянию здоровья».

­ Мне кажется, край очень много потерял, ­ говорит Владимир Катренко. ­ Борис Геннадьевич Калиничев мне казался талантливым и порядочным руководителем. Очень жаль. Что касается проектов, то я, будучи членом конкурсной группы, имел возможность ознакомиться с качеством обоих. Альтернативный, победивший на краевом уровне, проект не имеет экономических обоснований и экспертиз по большинству позиций. Из ста граф в 90 случаях значится «отсутствует». Этот проект и близко неконкурентоспособен. Проект Калиничева дееспособен, жизнеспособен и вправе претендовать на положительное к себе отношение. И если кто­то из наших оппонентов не сыграет на противоречиях, которые сложились в правительстве края, у КМВ есть большой шанс стать особой экономической зоной. А это дополнительные финансовые ресурсы, дополнительные возможности ­ это другой уровень…

В ответе на вопрос, быть или не быть в России выборам мэров крупных городов (в прошлом номере «Вечернего Ставрополя» был материал о том, что законопроект об отмене выборов поступил на рассмотрение в Думу), вице­спикер предпочел пользоваться формулировкой «это мое мнение». Причем он говорил больше о возможности передачи ряда полномочий мэров губернаторам, а не о назначении глав региональных столиц.

Еще в бытность свою главой Минераловодской территориальной администрации, а впоследствии – депутатом Госдумы я считал, что на каком­то этапе нарушать вертикаль власти смертельно опасно для страны. Поэтому и сейчас считаю: если часть полномочий мэров будут отданы губернаторам и эти полномочия будут компенсированы материальными ресурсами, то это может быть оправдано. Будь моя воля (пусть я прослыву ретроградом), я бы еще лет пять назад губернаторов, мэров и глав районов назначал. По историческому и культурному наследию мы все же не Бельгия, не Голландия и даже не Франция. Попытка провести по всем фронтам либерально­демократические преобразования ничего хорошего нам не принесла. Мы все время вынуждены поворачиваться в сторону государственного регулирования. Речь пока не идет о назначении мэров, хотя не исключаю, что такие радикальные предложения могут прозвучать…

Исходя из имеющейся информации о том, что такие радикальные предложения уже поступили в Думу, можно предположить, что откровения с прессой по этому вопросу вице­спикер счел несвоевременными.



Последние новости

Все новости

Объявление