Открытое правительство – самопиар или новый шаг?
Станислав МаслаковТаким вопросом задались журналисты, принявшие участие во встрече с представителями экспертной группы по реализации проекта «Открытый регион», проходившей 21 ноября в краевом правительстве.
Заместитель координатора экспертного совета Георгий Белозёров поспешил заверить собравшихся, что речь не идёт о создании какого-то альтернативного или дополнительного правительства. Ключевая задача всего проекта – изменение самого качества государственного управления в России.
Концепция «Открытого правительства» - принципиально новый взгляд на взаимоотношение власти и граждан, который необходим хотя бы потому, что в эпоху интернета и социальных сетей старая система перестаёт работать. Само общество стремительно изменяется. В этих условиях властям приходится либо душить прогресс, либо самим уходить от старых методов управления. Очевидно, что первый путь, как бы ни хотели отдельные персоны и силы «закрыть интернет» и делать всё «по старинке», для нас губителен. Значит, надо меняться и выстраивать новые отношения с гражданским обществом и его структурами. Благо, мы хоть и в числе лидеров, но не впереди планеты всей. Сейчас подобные программы внедряются в 50 странах, в том числе и в России. На региональном уровне речь идёт пока о 18 субъектах, наш край в этом списке третий – после Тульской области и Красноярского края.
Основу «Открытого правительства» на любом уровне составляют два принципа. С одной стороны - это максимальная прозрачность самой власти (то есть открытый и лёгкий доступ ко всем данным о её работе, возможность для каждого получать их в удобной форме, читать и анализировать), и наличие обратной связи – создание условий и механизмов, чтобы власть услышала активных граждан. В общем смысле это система мер, которая позволит руководству и обществу наладить нормальную коммуникацию, заговорить на одном языке. Пока же уровень диалога оставляет желать лучшего. Как выяснилось, далеко не все проблемы в стране и регионе можно решить при помощи денег. Нужно преодолеть разобщённость общества, создать на всех уровнях единые и всем понятные стандарты госуправления и взаимодействия между различными общественными организациями и властными структурами.
Под каждую значимую программу должны создаваться группы экспертов с самым широким участием представителей СМИ и общественности, а главное – специалистов в тех сферах, которых эта программа коснётся. Не просто штатных завсегдатаев любых подобных объединений, а тех, кто действительно болеет данной конкретной темой и может быть по-настоящему полезен в этой области. В числе прочего предполагается перезапустить систему общественных советов, чтобы из согласительного органа они стали по-настоящему эффективным инструментом взаимодействия государства и общества.
Конкретные формы реализации проекта «Открытый регион» только формируются. Тогда же будут ясны и критерии его оценки. На федеральном же уровне всё уже более-менее решено, и в марте Россия должна продемонстрировать первые позитивные результаты внедрения «Открытого правительства». Чуть позже, к 2018 году, реализаторы проекта хотят достигнуть 90-процентной удовлетворённости в обществе государственными услугами.
Пока же ситуация в обществе иная, и авторы «Концепции системы «Открытое общество» в Ставропольском крае» это признают. В частности они считают, что «следствием отсутствия подобной системы в данный период наиболее квалифицированной части общества, деградация наукоёмких производств, тенденция к снижению инновационной активности. Негативные процессы в экономике в современный период способствуют также усилению социальной нестабильности». В дальнейшем, если программа не заработает, они предсказывают замедление роста экономики, ухудшение условий жизни граждан и так далее.
Но способна ли столь расплывчатая концепция изменить наши реалии и выстроить новые отношения между обществом и властью? Заставят ли они власть быть по-настоящему эффективной, а граждан – активно участвовать в управлении страной, а не саботировать его с обеих сторон? Ставропольские журналисты, как выяснилось, в этом сомневаются. Представители СМИ, на суд которых был представлен проект, выразили разную его оценку. Но лейтмотивом их выступлений стала неуверенность в том, что всё не превратится в очередное строительство «потёмкинских деревень» и жизненно важные проекты не останутся пустой говорильней.
Чтобы не допустить этого, авторы программы предложили журналистам, блогерам и просто активным гражданам самим принять деятельное участие в её реализации. Вступать в экспертные советы, предлагать проекты, контролировать ход их выполнения. Ставропольским властям они предложили, в свою очередь, внимательно прислушиваться к голосу тех, кто выражает мнение нашего общества. Не душить последние ростки свободы слова, а помогать в расследованиях, оперативно предоставлять всю необходимую информацию и вообще привлекать их к решению самых разных вопросов.
Перспективы «Открытого общества» на Ставрополье пока не ясны, пока ему недостаёт конкретики. Впрочем, первые проекты станут известны в ближайшее время.