Ответы на актуальные вопросы ставропольцев в преддверии профессионального праздника
Олег Чесноков19 марта, в преддверии Дня работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, в редакции газеты «Вечерний Ставрополь» состоялась прямая линия с начальником управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции Сергеем Соболевым. Сергей Владимирович подробно ответил на вопросы читателей о взаимоотношениях с управляющими компаниями, нормах жилищного законодательства, расчете платы за коммунальные услуги и ресурсы.
- Добрый день, Сергей Владимирович. В нашем доме в декабре 2018 года был сделан капремонт фасада и кровли, но уже в начале 2019 года на фасаде пошли трещины. Подрядчик ссылается на то, что жильцы неправильно эксплуатируют балконы. Мы думаем, причина в том, что в ходе ремонта не были сделаны отливы. Помогите призвать к ответственности виновных.
Людмила Михайловна, Ставрополь.
- Добрый день, в ближайшее время выйдем к вам на адрес с проверкой и вместе с представителем Фонда осмотрим дом. Гарантийный срок на работы по капитальному ремонту – 5 лет, поэтому в случае, если причиной появления дефектов является некачественная работа подрядчика, он обязан устранить трещины по гарантии.
- Здравствуйте! У меня вопрос про отопление. Хочу перенести батарею на лоджию. Управляющая компания утверждает, что без согласия соседей этого делать нельзя. Но лоджия же моя, я никому не мешаю. Подскажите, как сделать правильно, чтобы потом избежать проблем?
Борис, Ставрополь.
- Управляющая компания права. Система отопления, в том числе радиатор, относится не к вашему индивидуальному имуществу, а к общему имуществу собственников. А любое использование общего имущества, включая изменение его конфигурации, осуществляется только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников. Кроме того, необходимо наличие технических условий, соответствующих требованиям теплоснабжающей организации. Только с соблюдением всех этих условий возможен монтаж радиатора отопления на лоджии.
- В нашем доме незаконно часть подвала включили в реестр муниципальной собственности. Помогите восстановить справедливость.
Ольга Ивановна, Ставрополь.
- Если право собственности на нежилые помещения зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то оспорить это право можно только в суде.
- Наше МУП ЖЭУ-2 берет деньги за опломбировку счетчиков – 260 рублей. Это незаконно. А еще всю зиму батареи холодные. Примите меры!
Валентина Алексеевна, пенсионерка, Ставрополь.
- Опломбировка бесплатна, но оплата может взиматься за услугу «Вызов мастера». По вопросу отопления – оставьте контакты, специалист с вами свяжется. Проведем замеры, и, если температура окажется ниже нормативной, исполнитель услуги будет обязан принять меры к устранению нарушения.
- В нашем доме по адресу: СНИИСХ, 8, течет крыша. Управляющая компания мер не принимает. Что нам делать?
Ольга Валерьевна, старшая по дому, Михайловск.
- Обязательно выедем на адрес и проведем проверку. Это опасная аварийная ситуация, которую управляющая компания обязана оперативно устранять.
- Сергей Владимирович, говорят, что сменить управляющую компанию очень сложно. Так ли это и с чего нам начинать?
Екатерина Тимофеевна, Ставрополь.
- Конечно, смена управляющей компании потребует определенных усилий со стороны собственников, но это вполне реально. Только за прошлый год 262 дома на Ставрополье сменили одну управляющую компанию на другую, и еще 76 расторгли договор с управляющей компанией и создали ТСЖ либо перешли на непосредственный способ управления. Важно знать следующее. Решение о смене управляющей организации должно быть принято общим собранием собственников. За это решение должно быть отдано более 50 процентов голосов от количества присутствующих на собрании. При этом, чтобы решение собрания было признано правомочным, необходимо обеспечить кворум. После собрания решение собственников оформляется протоколом, действующую управляющую организацию извещают о расторжении договора, затем заключается договор с новой управляющей организацией. Она обязана приступить к управлению с даты внесения изменений в реестр лицензий Ставропольского края. Как правило, если достаточное число собственников изъявило желание перейти в новую управляющую компанию, то большинство необходимых юридических операций она проделает сама, у нее в штате для этого должны быть компетентные юристы. Кроме того, на любом этапе перехода вы можете позвонить и проконсультироваться у наших специалистов из отдела лицензирования.
- Сергей Владимирович, один из жильцов нашего дома недавно обращался в жилинспекцию с жалобой на неправильный расчет платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Вроде бы он оказался прав. Подскажите, перерасчет сделают только ему или всем остальным тоже? Может быть, мне тоже нужно написать обращение?
Игорь, Ставрополь.
- Предписание выдается о производстве перерасчета размера платы по всем жилым и нежилым помещениям в доме.
- Здравствуйте! У меня истек срок поверки счетчика холодной воды. В управляющей компании мне сказали, что, пока я его не поменяю, мне будут считать по среднему три месяца, а потом по нормативу не только за холодную воду, но и за горячую. Правомерны ли их действия, так как срок поверки счетчика горячей воды истекает только в следующем году?
Виктор Васильевич, Михайловск.
- Действия управляющей компании правомерны. В многоквартирных домах Михайловска децентрализованное горячее водоснабжение. При такой системе горячее водоснабжение происходит за счёт подогрева холодной воды в тепловом пункте многоквартирного дома от системы теплоснабжения. Соответственно, индивидуальные приборы учёта холодного и горячего водоснабжения учитывают суммарный объём потребленной холодной воды в жилом помещении. Таким образом, при выходе из строя одного из приборов учета холодного или горячего водоснабжения их показания не учитываются в совокупности, и оба прибора учёта считаются вышедшими из строя.
- Здравствуйте, горгаз заставляет ставить сигнализаторы после замены отопительного котла в квартире. Законно ли это требование?
Андрей, Ставрополь.
- Если газовое оборудование меняется на аналогичное по параметрам, установка сигнализаторов загазованности не требуется. Однако если в доме выполняются работы по реконструкции или прокладке новых газовых сетей, то требование будет законным. И напомню, что установка любого дополнительного газового оборудования в квартире является переустройством, которое должно быть корректно оформлено и согласовано с органом местного самоуправления.
- Добрый день, Сергей Владимирович. У нас в доме создано ТСЖ. И нам, жильцам, совершенно не понятно, куда оно тратит деньги. Мы бы хотели, чтобы жилищная инспекция провела проверку расходов нашего ТСЖ.
Ирина Борисовна, Ставрополь.
- В соответствии с положениями Жилищного кодекса, органы государственного жилищного надзора не уполномочены осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. Здесь действуют другие механизмы. Во-первых, проверку осуществляет ревизионная комиссия, которую должно избрать общее собрание членов ТСЖ. Ревизионная комиссия ТСЖ избирается не более чем на два года, и в её состав не могут входить члены правления товарищества. Эта комиссия как раз и проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже одного раза в год.
Во-вторых, если члены товарищества по каким-то причинам не доверяют ревизионной комиссии товарищества, они вправе на общем собрании принять решение о проведении аудиторской проверки деятельности ТСЖ.
Материалы такой проверки с выявленными нарушениями могут быть направлены в правоохранительные органы.
- Сергей Владимирович, у нас с управляющей компанией часто возникают споры, что она должна делать, а что нет. Например, недавно был острый вопрос по уборке снега во дворе. Представители УК сказали, что этот вид работ в их обязанности не входит. Кто прав?
Тамара, Ставрополь.
- Уборка придомовой территории входит в минимальный перечень услуг и работ, обязательных к выполнению управляющей организацией. Он утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 290. Помимо работ, указанных в этом документе, в договор управления могут быть включены и другие работы, но те, что указаны в данном нормативном акте, должны выполняться лицом, ответственным за содержание общего имущества, в любом случае.
- Добрый день! У меня в собственности есть жилой дом в Михайловске, доставшийся мне в наследство от родителей, но зарегистрирована и проживаю я по другому адресу. Почему мне начисляют за вывоз мусора по дому родителей, если в нем никто не зарегистрирован и не проживает?
Татьяна, Ставрополь.
- Таковы нормы, установленные действующим жилищным законодательством. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. А при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан – по количеству собственников помещения.
- Сергей Владимирович, у нас в доме специальный счёт, взносы на капремонт платим исправно, уже должна была скопиться приличная сумма. Мы с другими жильцами посоветовались и решили, что хотим на эти средства освежить подъезды. Но председатель ТСЖ утверждает, что на текущий ремонт расходовать деньги со спецсчёта нельзя. Так ли это?
Ирина Петровна, Ставрополь.
- Это так. Проведение текущего ремонта за счет средств, собранных на капитальный ремонт, при проверке будет признано нецелевым расходованием денежных средств со спецсчёта. Владелец счета получит предписание устранить нарушение. Перечень работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, определен статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и дополнен статьей 7 закона Ставропольского края от № 57-кз. Никаких других работ и услуг за счет этих средств выполнить нельзя.
- Добрый день, мне кажется, управляющая организация слишком часто приходит проверять вентиляцию в моей квартире. Сколько раз в год положено это делать?
Оксана, Ставрополь.
- Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится не реже трех раз в год: не позднее чем за семь дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через семь дней после его окончания.
- Сергей Владимирович, в прошлом году мы получили ответ из жилинспекции, что проверки не проводятся. А в этом году вы сможете проверить нашу управляющую компанию?
Николай, Ставрополь.
- С апреля 2020 года проведение проверок без согласования с органами прокуратуры было приостановлено, но с 1 января 2021 года мы возобновили внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по обращениям граждан. Направить обращение можно через портал Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, при условии регистрации на сайте Госуслуг. Вы также можете отправить в инспекцию письмо обычной или электронной почтой или обратиться на «Телефон доверия управления» (8652) 26-99-69.
Подготовлено при содействии пресс-службы государственной жилищной инспекции по Ставропольскому краю.