Па­-де­-де на четырех лапах

Елена Павлова

Прежде чем познакомить вас с героями сегодняшнего рассказа, предлагаю совсем ненадолго вернуться в жаркое лето – в яркий субботний день 1 июля, когда «Вечерний Ставрополь» проводил в парке Победы День подписчика. Помните, как здорово выступали на нашем празднике воспитанники детского объединения «Кинолог» со своими четвероногими питомцами. Чего стоил, например, задорный кузнечик, скачущий по сцене прямо как настоящий – по лужайке. Или томный и нежный маленький лебедь, выполнявший сложные па с одухотворенной балетной грацией. Пусть из­под сценических костюмов исполнителей выбивалась лохматая шерстка и в порыве вдохновения они слегка поскуливали, а после выступления преданно заглядывали в глаза режиссера, ожидая похвалы и кусочка сахара. Всем было очевидно – они настоящие артисты. Азам сценического мастерства и много чему другому полезному их обучили в объединении «Кинолог» ­ трехгодичной школе для собак и их хозяев. Вот сегодня мы и собираемся вам рассказать об этой необычной школе и ее прилежных учениках.

­ Внимание! Малыш на площадке! Детеныш может побежать куда угодно…

Ребята затихли, крепче сжали поводки. Их подопечные проявили полную сознательность. Юный ризеншнауцер Барселона с заваливающимися на темечко ушками никого из крупных собак не раздразнила. Надо сказать, что и задание она выполнила более чем успешно. На старших товарищей не отвлекалась, понапрасну не лаяла, команды выполнила точно. А ведь занимается совсем недолго. Но тут надо отдать должное хозяйке. Кристина ведь начала на занятия ходить, когда собаки у нее еще не было. Так что попала маленькая Барселона не просто в хорошие, но и в умелые руки.

Выполняя команду «ко мне», Бася старательно семенила прямо по направлению к хозяйке.

­ А хвалить?! А радоваться?! – подсказывает той преподаватель Елена Владимировна Таравикова...

Радость следует неописуемая – как при встрече после длительной разлуки. Вот так – доброе слово и собаке приятно. Ей не меньше нашего нужно поощрение.

Сама Елена Владимировна работает во Дворце детского творчества уже седьмой год. Программа обучения за это время существенно расширилась. Курс подготовки рассчитан на три года. Тут ребята получают основы знаний по ветеринарии, зоопсихологии, биологии, генетике, вместе со своими питомцами изучают искусство хендлинга (демонстрации, показа на выставках) и дрессуры.

Причем успешно эти знания претворяют в жизнь. А залог успеха – любовь к тем, кого приручили, и громадное терпение. «Терпения, ­ считает педагог, ­ у детей гораздо больше, чем у взрослых».

А ведь зачастую именно взрослые, выбирая ребенку живой подарок, даже не подозревают, какой экзамен на выдержку они для него тем самым готовят. Многие ошибочно полагают: чем меньше собачка, тем меньше с ней проблем. Получается с точностью до наоборот. Знаток собачьих душ Елена Владимировна категорично утверждает: чем мельче собака, тем вреднее у нее характер.

Вот, например, при первом взгляде на тонконогого той­терьера Филипка ничего вредоносного не рассмотреть. Черненький, маленький, востроносый, востроухий. Было бы чему вредничать! Было, оказывается. Сколько ж нервов он своей маленькой хозяйке Вике попортил! Но Вика упорнее оказалась. Филипок нынче не просто покладист стал, но и тренируется уже по программе служебной собаки.

Что важно: у «Кинологов» тут для каждой собаки разрабатывается индивидуальная программа. Олегу и лабрадору Гоше, например, очень много сил потребовалось на установление контакта. Казалось бы, удивительно – пес три с лишним года в семье провел, а мальчика признавать отказывался. Было обидно – Олег животных любит, кинологией собирается заниматься профессионально и в армию хочет призываться вместе с собакой. Но все эти благие намерения поначалу совершенно не совпадали с Гошиными. В семье Гоша признавал только папу и диванно­подушечное времяпрепровождение.

Теперь же, глядя на Олега с Гошей, и не подумаешь, что они пережили тяжелый период взаимной борьбы и обид. Нынче тут полное взаимопонимание, искренняя привязанность. Они даже стали похожи внешне. Собака часто напоминает своего хозяина. И Гоша смотрит на своего хозяина влюбленными, совсем человеческими глазами, какие бывают у самых верных, самых преданных псов.

­ Еще говорят, что у собак мимики нет, ­ смеется Елена Владимировна. – Еще как есть – все чувства на морде написаны…

На маленькой мордочке Аниколь на момент нашего знакомства было написано полное недоумение. Она мало понимала, что здесь происходит, но отнеслась к этому вполне серьезно. Даже ямочка на лбу обозначилась. Видать, хотелось понять, что же такое надо сделать, чтоб тебя большие собаки слушались. Дома она пытается больших собак «строить» (их там пятеро соседствует), только вот не очень получается. Лабрадор ее попросту игнорирует, а овчарка почему­то начинает облизывать – принимает, наверное, за своего щенка. Вот уж глупости – Аниколь ведь не овчарка, а барбацкий грифон… Она – почти тезка своей хозяйки Ани и всеобщая любимица всех кинологов.

В их объединении Аниколь самая маленькая. Ей три месяца. Именно с этого времени, после прохождения прививочного курса, собаке самое время начинать учиться. Потом, когда характер у собаки сформируется, обучать ее труднее. Хотя в объединении «Кинологи» трудностей не боятся. И результаты превосходят порой все ожидания. Взять хотя бы пуделя Ричарда. Привела его хозяйка на занятия, когда псу девять лет было. Дедушка, одним словом. Казалось бы, какие служебные навыки он освоить может, какие танцы выучить. Ничего – все освоил. Ну тут, видать, положительную роль сыграли бойцовские качества самого Ричарда. Хоть ему намедни 10 лет стукнуло (а собачьи 10 – это человеческие 70), в деды он себя записывать отказывается. Ричард – самый большой в группе дамский угодник и сердцеед. Ну как ему было перед подругами в грязь лицом ударить! Вот и участвует молодой душой Ричард во всех главных выступлениях «Кинологов». Особенно любит выступать перед детьми.

Это все четвероногие артисты любят. В труппе уже есть династии. Вот, например, шелти Шерман и Эжени (собаки руководителя объединения Елены Владимировны Таравиковой). Недавно появившиеся на свет щенки пока не выходят на сцену. А папа с мамой – примы собачьей труппы. Это они запомнились гостям праздника «Вечерки» в образах озорного кузнечика и трепетного маленького лебедя. Правда, раскроем секрет – в роли лебедя выступала не Эжени, как можно было бы подумать, а Шерман (у него от природы очень мелкий балетный шаг). Зато Эжени прыгучая (кузнечик из нее получился замечательный).

Но наши сегодняшние герои – не просто артисты удивительного и очень доброго театра. Они еще и лекари. Ребята со своими питомцами работают по специальной программе социальной адаптации. Объектом этой адаптации являются дети, которые в силу разных заболеваний ограничены в общении и связях с внешним миром. К выступлениям перед такими зрителями в коллективе относятся по­особому. И ведь «Кинологам» удается радовать таких ребятишек, помогать делать им новые и новые шаги в приобщении к окружающему миру, видеть его светлые тона. Часто маленькие зрители им улыбаются и не хотят отпускать. Нашим героям удается врачевать души. А эта способность дается только тому, кто сам чист и светел душой.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление