Память человеческая
Я вспоминаю то, что было
Уж много лет тому назад,
Что память сердце сохранила,
О чем нельзя не рассказать.
Календарь отсчитывает последние месяцы уходящего года, чтобы с января начать отсчет к майским дням года 2010-го, когда будет отмечаться 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Об этой войне, самой трагичной во всей истории России, вспоминали вот в такие же осенние дни чуть более четверти века назад участники поезда мира «Ставрополье», маршрут которого пролег по пяти союзным республикам тогдашнего СССР.
Участники поезда мира проехали с юга на север почти весь Союз и везде, в каждой союзной республике, в каждом городе зримо ощущали в людях решимость во что бы то ни стало отстоять мир на нашей планете. «Не дадим взорвать мир!» - этот призыв, который можно было встретить в те дни на страницах газет, был мощным голосом всего народа.
Как глубоко запали в сердца всех, кто присутствовал на перроне ставропольского железнодорожного вокзала в день отправления поезда слова Татьяны Яковлевны Макаренко, участницы Великой Отечественной войны, прошедшей от Северного Кавказа через Украину, Румынию, Венгрию до Чехословакии.
- Каждая боль - твоя боль, каждое страдание - твое, каждая горечь - твоя, - говорила Макаренко. - Я - мать троих детей. Два сына - офицеры. И кому, как не нам, матерям, лучше знать, как горько терять своих сыновей, близких, родных. Но если понадобится, по приказу Родины они встанут на ее защиту, не щадя своей жизни.
Как созвучны были эти, шедшие от сердца слова русской женщины-матери выступлению украинской матери, кавалера орденов Трудовой Славы двух степеней Галины Владимировны Ивановой, прозвучавшему на перроне станции Киев-Днепровский, где поезд мира совершил свою первую остановку.
- Будущее - это наши дети. И мы хотим, чтобы они жили в покое, учились и чтобы всегда цвела наша земля, чтобы нас всегда радовали улыбки детей, а в глазах отражались только солнечные лучи, а не взрывы бомб. Я уверена, что так думают все матери не только в нашей стране, но и на всей планете.
Взволнованно слушали собравшиеся на митинг выступления фронтовиков, подполковника в отставке, участника битвы за Днепр, киевлянина Дмитрия Андреевича Панчука и Героя Советского Союза, участника освобождения Киева ставропольца Флавиана Владимировича Рысевца. Незабываемые воспоминания снова всколыхнули их сердца.
- Помню своих украинских друзей, своих боевых побратимов, - говорил Рысевец. - В моем танковом взводе служил украинец Микола Майборода, механик-водитель. Какие замечательные песни он пел, вдохновляя нас во время отдыха на будущий бой! В одном из боев на Харьковщине его танк был подбит и загорелся. Командир танка был убит. Но Микола Майборода, напрягая последние силы, направил свой горящий танк на скопление фашистов. Он выполнил свой долг до конца, погиб за свою украинскую землю, за свой народ.
В тот день, посещая места Киева, связанные с минувшей войной, участники поезда мира не раз встречались с юношами и девушками из ГДР. В столице Украины проходил шестой фестиваль дружбы советской и немецкой молодежи. И посланцы Ставропольского края видели, с каким волнением стояли немцы и у братских могил наших воинов, и у памятников павшим, и у экспозиций в музее Великой Отечественной войны.
С волнением входят фронтовики в Пантеон Славы музея. Здесь среди тысяч имен тех, кто удостоен высокого звания Героя Советского Союза, Флавиан Владимирович Рысевец нашел и свою фамилию.
Идут к Мемориалу молодые ставропольцы, которые знают войну только по книгам, фильмам и рассказам родителей, старших. Сквозь большие рваные проемы вверху галереи, которые символизируют расколотое войной небо, они видят сегодняшнее небо, чистое и голубое, и клянутся в душе не допустить повторения новой войны. На нашей земле больше не должны появляться могилы Неизвестного солдата.
А вот какую историю памятника Неизвестному солдату рассказала ставропольцам экскурсовод в Чернигове, одном из древнейших городов Киевской Руси, также испытавшем на себе ужасы Великой Отечественной войны.
...Во время боев на северной окраине Чернигова погибли несколько красноармейцев. Их подобрала на своем подворье черниговчанка по фамилии Заяц. Один из солдат был еще жив, пролежал в ее доме больше суток. Умер у нее на руках, так и не приходя в сознание. Имя его установить не удалось. Имена других погибших солдат нашли в их медальонах. И на сессии горисполкома было принято решение: перенести останки этого неизвестного солдата на легендарную Болдину гору и создать там монумент Неизвестному солдату.
Именно отсюда была взята священная земля, обильно политая кровью, Черниговщины и вложена в гильзу, которую вручил ставропольцам на встрече во Дворце химиков секретарь областного комитета комсомола Украины Виктор Тканко. Он сказал, что молодежь области помнит и свято хранит память о тех, кто отдал свою жизнь за наше нынешнее счастье. Принял гильзу, эту священную реликвию участник освобождения Чернигова, тогдашний председатель Ставропольского краевого штаба похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа генерал-майор запаса Михаил Бабуевич Дзилихов.
- Я взволнован сегодня тем, - сказал генерал, - что 40 лет и 28 дней тому назад со своим стрелковым батальоном в составе 77-й Черниговской гвардейской ордена Ленина и ордена Суворова дивизии освобождал этот древний город. Тогда он был сожженным и разграбленным. И мне было жаль этот город так же, как и мой родной город Пятигорск.
Генералу Дзилихову черниговцы приготовили в этот день еще одну встречу. Они повезли его на северную окраину города, где в небольшом домике в сентябре 1943 года находился командный пункт батальона 215-го гвардейского стрелкового полка. И снова вспомнил старый солдат, убеленный сединами, как однажды постучал он с ординарцем в дом и попросил пить. Вышла хозяйка и спросила: «А не хотите ли квасу?». Помнит Михаил Бабуевич, что было тогда у нее два сына, десяти и пяти лет. Оба были плохо одеты, и ординарец отдал им свою телогрейку. Мальчишки выжили в войне, выросли. Один - инженер в Киеве, другой остался в родном Чернигове, работает шофером.
Эта встреча через 40 лет оказалась для Дзилихова очень волнующей, и он рассказал о ней участникам поезда в заметке, опубликованной в стенной газете «Рельсы мира», выходившей на всем маршруте следования поезда.
На встрече во Дворце химиков выступил еще один фронтовик-ставрополец Иван Дмитриевич Ротто. Кстати, это человек самой, пожалуй, мирной профессии - он агроном-садовод, Герой Социалистического Труда. В годину испытаний и он надел солдатскую шинель. Знал радость побед, горечь поражений, потери друзей.
- Как все фронтовики, я несу клятвенную ответственность перед погибшими друзьями, - сказал ветеран, - никогда не забывать тех дней, всех ужасов войны и до конца жизни бороться за счастье людей, за мир.
Перечитываешь эти давние воспоминания и еще раз убеждаешься в том, что, как бы ни сложились по вине недалеких политиков российско-украинские отношения, народы России и Украины были, есть и всегда будут оставаться народами-братьями.
Виталий Задорожный.