Памяти павших
Елена Павлова
(Продолжение. Начало в №№ 163, 171, 179, 191)
Первый период Великой Отечественной войны
Подводя итоги летнеосенней кампании 1941 года, авторы книги отмечают, что основные усилия противника на советскогерманском фронте распределялись по трем главным стратегическим направлениям. На северозападном – группа армий «Север» в начале августа изолировала войска Ленинградского фронта и силы Балтийского флота в районе Ленинграда, в середине октября нанесла удар в направлении Тихвина и Новой Ладоги, в начале ноября был взят Тихвин и перерезана единственная железнодорожная магистраль, по которой шли грузы к Ладожскому озеру для снабжения Ленинграда.
На западном направлении войска группы армий «Центр» глубоко вклинились в полосу обороны Западного фронта, угрожали окружением его главным силам, оборонявшим Москву.
На югозападе группа армий «Юг» захватила Донбасс, сосредоточила усилия для взятия Ростова с дальнейшей целью форсировать Дон и прорваться на Северный Кавказ. На южном фланге в руках врага была почти вся территория Крыма, за исключением осажденного Севастополя.
В этой обстановке советское Верховное главнокомандование предприняло контрнаступательные операции на всех трех стратегических направлениях.
Зимняя кампания
1941 – 1942 г.
Хотя соотношение сил на фронте попрежнему было в пользу противника, переход стратегической инициативы на западном направлении в руки Красной Армии позволил советскому командованию развернуть здесь в декабре крупномасштабную контрнаступательную операцию на северозападном направлении под Тихвином и на югозападном – под Ростовом. 5 – 6 декабря советские войска перешли в контрнаступление в 600километровой полосе – от Калинина до Ельца.
Удары советских войск по флангам группы «Центр» вынудили вражеское командование окончательно отказаться от намерения наступать на Москву. 8 декабря Гитлер подписал директиву о переходе немецких войск к обороне на всем советскогерманском фронте.
В результате декабрьского контрнаступления советских войск на западном стратегическом направлении потерпела поражение главная ударная группировка вермахта – группа армий «Центр». Одновременно с этим в конце декабря были нанесены поражения 18й немецкой армии под Тихвином и 1й танковой армии под Ростовом, тем самым был сорван замысел Гитлера на соединение с финскими войсками восточнее Ладожского озера и ликвидирована угроза прорыва противника на Северный Кавказ.
К сожалению, советские войска были вынуждены снизить темпы наступления, т.к. дальнейшее развитие операций требовало сильных резервов, которыми ни фронты, ни Ставка в тот момент не располагали.
И все же декабрьские победы советских войск вызвали подъем морального духа народа и армии, в тылу и на фронтах. Впервые за полгода войны успех сопутствовал нашим войскам. Более того, впервые за годы Второй мировой войны немецкие войска вынуждены были отступать.
Гитлер возложил вину за поражение на командование групп армий, снял с постов всех командующих и взял обязанности главнокомандующего сухопутными войсками на себя.
Противник, хотя и потерпевший поражение, сломлен не был. Дальнейшее наступление Красной Армии как на западном направлении, так и на севере и юге принимало все более затяжной характер. Сказывались общий недостаток стратегических резервов, нехватка вооружений и боеприпасов. Потери советских войск в ходе контрнаступления под Москвой составили убитыми и пропавшими без вести 139,6 тыс., ранеными – 231,4 тыс. человек.
Успехи контрнаступления под Москвой, Тихвином и Ростовом побудили Ставку Верховного Главнокомандования к расширению наступательных действий на всех трех стратегических направлениях и объединению их в общее наступление от Ладожского озера до Черного моря. Такое решение, по мнению ученых, было принято на основании поспешного вывода из оценки обстановки, не отражавшего действительного состояния дел. Ставка предполагала, что наступление противника вступило в полосу общего кризиса и стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии. На деле же все было далеко не так.
Главной ошибкой Ставки, считают авторы книги, была постановка фронтам нереальных задач. Обладая к началу 1942 года незначительным общим превосходством в силах и средствах, советское Верховное Главнокомандование могло рассчитывать на успешное завершение наступления лишь на одном из стратегических направлений. Предпринимая одновременно три стратегические наступательные операции под Ленинградом, на московскосмоленском направлении и в Донбассе и не менее важную операцию силами фронта и флота в Крыму, Ставка распылила усилия на 1600километровом пространстве, не обеспечив прочно успеха ни на одном из этих направлений.
Наибольший успех в наступательных операциях был достигнут фронтами западного направления: СевероЗападным, Калининским, Западным и Брянским, которые осуществили глубокий охват главных сил группы армий «Центр» в ржевсковяземском выступе. Но полностью окружить и уничтожить врага войскам не удалось.
Вторая по значению операция зимней кампании по освобождению Ленинграда от блокады закончилась окружением войск 2й ударной армии Волховского фронта.
Результатом третьей стратегической наступательной операции был частичный оперативный успех, но поставленная перед войсками ЮгоЗападного и Южного фронтов задача разгромить 17ю и 1ю танковую армии противника и освободить Донбасс выполнена не была.
Небольшим оказался и успех КерченскоФеодосийской десантной операции: был захвачен плацдарм на Керченском полуострове. Однако снять блокаду Севастополя и освободить Крым тоже не удалось.
По мнению авторов, незавершенность операций зимней кампании 1941/1942 г. зависела от ряда общих причин, значительная доля которых коренилась как в ошибочных решениях Верховного Главнокомандования, так и в недостатках в управлении войсками, допущенных фронтовым командованием. Ученыеисторики делают заключение, что причины неудач, постигших Красную Армию в этой кампании, во многом были обусловлены уровнем квалификации высшего, оперативностратегического звена ее командования.
Подготовил
Григорий Варлавин.
Продолжение следует.