Памяти павших

Лариса Ракитянская

(Продолжение. Начало в №№ 163, 171, 179, 191, 202, 209, 219)

Зимняя кампания 1942/43 гг.

По мнению авторов книги, разработка замысла, планирование и вся подготовка контрнаступления под Сталинградом, которые осуществлялись в обстановке непрекращавшихся тяжелых оборонительных сражений, как и последующее проведение его, явились крупным достижением советского военного искусства.

Согласно плану «Уран» окружение и уничтожение группировки противника в районе Сталинграда предусматривались сходящимися ударами трех фронтов: Юго­Западного, Донского и Сталинградского. В соответствии с планом «Сатурн» предполагалось войсками Юго­Западного и частью сил Воронежского фронтов разгромить итальянские войска на Среднем Дону и развить наступление на Ростов, с тем чтобы отсечь группу армий «А» на Северном Кавказе. Однако нехватка сил в составе двух фронтов (Донского и Сталинградского) вынудила изменить задачу Юго­Западного фронта, на который возлагалось нанесение главного удара в юго­восточном направлении — на Калач. Таким образом, задача окружения сталинградской группировки противника решалась силами трех фронтов, а отсечение северо­кавказской группировки было отнесено ко второму этапу стратегической наступательной операции.

Как стратегический маневр, вновь, как и летом 42­го года, была подготовлена и проведена наступательная операция частью сил Калининского и Западного фронтов против ржевско­вяземского выступа (Ржевско­Сычевская по плану «Марс», 25 ноября ­ 20 декабря). Как и предыдущая операция, она не имела успеха, но свою задачу по отвлечению сил противника от главного направления выполнила.

Окружение 300­тысячной группировки противника в районе Сталинграда позволило нашим войскам развернуть стратегическое наступление сперва на всем юго­западном и северо­кавказском направлениях, а затем и на других ­ от Ладожского озера до района Орла и Курска.

Вторая по значимости после окружения противника под Сталинградом задача по отсечению войск группы армий «А» на Северном Кавказе не была выполнена из­за контрудара вновь созданной группы армий «Дон» (командующий ­ генерал­
фельдмаршал Э. Манштейн). Советскому командованию пришлось сместить направление удара правого крыла Юго­Западного фронта в тыл армейской группе «Гот», наступавшей из района Котельниковского с целью деблокады окруженной группировки.

1 января 1943 года Сталинградский фронт был преобразован в Южный, и на него совместно с Закавказским фронтом была возложена задача отсечения группы армий «А» путем овладения Ростовом и Батайском. Однако из­за неумелой организации наступления Закавказского фронта и по причине нехватки сил в армиях Южного фронта, понесшего большие потери в Сталинградской операции, этот замысел не удался. Немцы сумели вывести 1­ю танковую армию через ростовский коридор в Донбасс, а 17­я армия закрепилась на подступах к Таманскому полуострову.

Ученые отмечают особую значимость того, что одновременно с ликвидацией окруженной под Сталинградом группировки войсками Донского фронта (операция «Кольцо») на северо­западном направлении была наконец выполнена задача, решение которой затянулось почти на полтора года. Встречными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов удалось прорвать блокаду Ленинграда, пробив коридор вдоль южного берега Ладожского озера шириной 8 — 9 км. Хотя это был успех стратегического значения, до полного снятия блокады оставался еще целый год.

На Верхнем Дону (правое крыло фронтов юго­западного направления) в январе — начале февраля были проведены две наступательные операции войсками Воронежского и частью сил Юго­Западного и Брянского фронтов, в результате которых были разгромлены 2­я немецкая, 2­я венгерская и остатки 8­й итальянской армий и стратегический, фронт противника был прорван более чем на 400 км. Советское командование использовало этот прорыв для новой наступательной операции с целью освобождения Донбасса и Левобережной Украины, а также для ввода в сражение Центрального фронта в стыке Брянского и Воронежского фронтов с задачей развить наступление в направлении Курска, Брянска, Смоленска. Это необходимо было для развертывания стратегической наступательной операции силами четырех фронтов (Калининского, Западного, Брянского и Центрального) на западном направлении с целью разгрома главных сил группы армий «Центр». Одновременно советское командование готовило еще одну стратегическую операцию — против группы армий «Север» силами Ленинградского, Волховского и Северо­Западного фронтов (план «Полярная звезда»), целью которой являлось развитие успеха достигнутого в ходе операции «Искра» (прорыв блокады Ленинграда 12 ­ 30 января 43­го года). По замыслу разработчиков военных стратегических планов, в результате осуществления зимне­весеннего наступления возможен выход фронтов на рубеж Нарва, Псков, Витебск, Гомель, Киев, Кривой Рог, Перекоп и освобождение Тамани и Крыма.

Однако, отмечают авторы книги, развертывание наступления на 3­тысячекилометровом фронте не соответствовало реальным возможностям советской действующей армии на тот период. Наступательные операции групп фронтов на заключительном этапе зимней кампании 1942/43 г. завершились рядом крупных успехов, но не привели к решительному разгрому главных сил вермахта. Для реализации планов не хватило сил. В марте 1943 года советско­германский фронт стабилизировался на линии, близкой к той, с которой началось немецкое наступление летом предыдущего года.

И все же, констатируют ученые, стратегический замысел германского верховного главнокомандования на лето 42­го года потерпел крах. Захваченная противником территория (более 300 тыс. кв. км) была им оставлена, он потерял полностью 6­ю армию и все четыре армии союзников, дошедшие до Дона и Волги.

Советское Верховное Главнокомандование, допустив серьезные ошибки при планировании кампании 1942 года, в ходе ее сумело исправить положение. Но это было оплачено дорогой ценой. Только в ходе сражений под Сталинградом и на Северном Кавказе Красная Армия потеряла безвозвратно 741159 человек. В ходе зимней кампании 1942/43 г. потери противника составили 1,7 млн человек убитыми, ранеными и пленными.

В ходе этой кампании, несмотря на ряд неудач, советское командование получило богатый опыт в организации и осуществлении взаимодействия фронтов и групп фронтов, делают вывод авторы книги. И все же военачальники переоценивали свои возможности и недооценивали способности противника. Преимуществом же советского стратегического руководства над противником явилась способность динамично воссоздавать резервы и вводить их в сражение на решающих направлениях. По мнению ученых, важнейшим итогом военных действий зимы 1942/43 г. был переход стратегической инициативы на сторону Красной Армии.

Подготовил

Григорий Варлавин.

Продолжение следует.



Последние новости

Все новости

Объявление