Памяти поэта. Музыка в душе
Ольга МетёлкинаГод назад, 21 января, окончился земной путь поэта и публициста Раисы Котовской.
Читая стихи Раисы Котовской, невольно задаешься вопросом, как природа определяет предназначение каждого человека. Вроде бы все мы «вылеплены из одного теста», смотрим одними глазами на окружающий мир, но одним изначально дано облачать свои мысли и чувства в стихотворную форму, а другие не в состоянии найти рифму для простейших слов…
У Раисы Котовской есть такие строчки:
Этот стих - на ниточке наития,
Этот снег – у ветра на волне…
Нет, не автор я, а исполнитель
Музыки, мятущейся во мне.
Как точно сказано. Читаешь её стихи и невольно задаёшься вопросом: как у девочки из семьи, где никто не был связан с литературой и художественным творчеством, «проклюнулся» такой поэтический талант?.. Котовские жили в Минеральных Водах. Дружная многодетная семья. Отец всю жизнь отдал службе на железной дороге. Поэзией увлекалась одна из старших сестер Раисы - Надежда, которая в школьные годы, как многие барышни, сочиняла стихи и записывала их в заветную тетрадку. Результатами своего творчества она делилась только с Раисой, которой тогда было чуть больше десяти лет. Рифмы произвели на девочку потрясающее впечатление. Вот тогда-то она попробовала писать стихи сама. Сестра Надя прочитала их и без сожаления порвала... тетрадку с собранием своих поэтических сочинений. Затем взяла Раю за руку и отвела в местное литературное объединение «Современник».
Пробы пера будущей поэтессы первым оценил Ян Бернард, который сразу понял, что встретился с настоящим талантом. Первые стихи школьницы Раисы Котовской - «Ночная фиалка» - были опубликованы в минераловодской газете «Коммунист». Говорят, что много лет спустя, когда Раиса Николаевна работала ответственным секретарём альманаха «Ставрополье» и руководила краевым литературным объединением «Современник», она тоже очень бережно относилась к творчеству молодых литераторов. Её поддержка помогла многим из них обрести уверенность в своих силах и найти свой индивидуальный путь.
Каждый поэт знает, как важно, чтобы на первых порах его кто-то поддержал, услышал, понял ту самую «мятущуюся музыку». Сестра - Любовь Николаевна Котовская – говорит, что с первых поэтических шагов Раиса испытывала множество препятствий. И как ни странно, со стороны школы. Нашлись учителя, которые почти агрессивно отреагировали на ее публикации в прессе. Училась девочка хорошо, но по стечению обстоятельств ей, по-настоящему одарённой и по-особому мыслящей, пришлось завершать образование уже в вечерней школе.
В конце 70-х ставропольский Союз писателей дал Раисе Котовской рекомендацию для поступления в Литературный институт имени М. Горького. В то время она уже была студенткой пединститута, но, не раздумывая, поехала в Москву. Училась заочно. А так как надо было на что-то жить, пошла работать проводницей. Ничего удивительного – значительная часть ее жизни была связана с железной дорогой, и даже первый сборник ее стихов, вышедший в Москве назывался «Станция формирования».
Бывший однокурсник по литинституту Пётр Ткаченко в своем авторском литературно-публицистическом альманахе «Соленая подкова» за 2007 год, издающемся в столице, посвятил Раисе Николаевне один из очерков. «Мне довелось рано обнаружить дарование Раисы Котовской, в самом начале ее развития, в Литературном институте, - пишет он. - Тогда я точно знал, что на всём нашем заочном курсе выпуска 1982 года было всего лишь два истинных поэта, явно выделявшихся среди других одаренных стихотворцев. Это – Геннадий Островский из Белгорода и Раиса Котовская из Минеральных Вод. Теперь, когда прошло двадцать пять лет, и они честно совершили предназначенное им дело, это только подтвердилось... Раиса Котовская работала в лучших традициях русской литературы. Неустранимая трагичность бытия, боль души и тревога за ее участь в этом мире, ответственность за слово – светятся, пожалуй, во всех ее стихотворениях».
В 2004 году Московская городская писательская организация выпустила серию книг, с тем чтобы познакомить читателей России с творчеством лучших поэтов, живущих в провинции. Вторым сборником этого проекта стал «Судный день» Раисы Котовской. Книга была составлена П. Ткаченко и выпущена московским поэтом П. Косяковым.
Не секрет, что в современной литературе обращение к вечным ценностям не всегда продиктовано искренними чувствами. Если для политиков стало нормой демонстрировать свою приверженность Православной Церкви, почему бы и литераторам не отразить ставшие чуть ли не «модными» духовные мотивы в своих произведениях?.. Духовность стихов Раисы Котовской не имеет ничего общего с политической и литературной конъюнктурой. Они не возникли на постперестроечной волне. В семье Котовских традиции православной веры передавались из поколения в поколение. Прадед Раисы Николаевны был священником в Воронежской губернии. Всех детей, даже в советское время, крестили в церкви. Отец Раисы Николаевны хоть и был коммунистом и возглавлял парторганизацию на железной дороге, не противился этому. Домашних просил только, чтобы никто не афишировал свою приверженность православию.
Но однажды семиклассница Раиса пришла в школу с крестиком на шее. Можно себе представить, какой скандал разразился! Клеймили позором, вызывали родителей на педсовет. Дошло до того, что отца «проработали» по полной программе в горкоме партии и… оштрафовали на довольно внушительную сумму! Любовь Николаевна Котовская вспоминает, что дома отец не стал ругать дочку, сказал только, что если так дальше пойдёт, то семья пойдёт по миру. Он был добрым человеком. Да коммунистом вовсе не оголтелым, как многие в те времена. Просто поступал честно, по справедливости и детей своих учил тому же.
В одном из своих последних интервью, которое Раиса Николаевна дала журналисту Юрию Тимашеву, поэтесса сказала: «В человеке живут три воли: воля дьявола, воля плоти, Божья воля. Из трёх воль мы должны выбрать Божью волю. Трудно, очень трудно, но зато – какие дали открываются!».
Духовность пронизывает и стихи, и публицистику Раисы Котовской. Цикл статей, публиковавшихся в разное время в ставропольских СМИ, вышел в 2001 году отдельным сборником в серии «Библиотека писателей Ставрополья для школьников». Книга называется «Россия граничит с небом...».
«Наши предки всегда помнили, что Россия граничит не только с Востоком и Западом, но и с Небом, - писала Р. Котовская. - Это граница не только пространственная, но и временная: здесь точка соприкосновения прошлого, настоящего и будущего России».
Публицистика Раисы Котовской пронизана болью за судьбу России. В её словах нет неоправданного пафоса, ненужной патетики.
«В середине прошлого столетия Россия окончательно уклонилась от предназначенного ей пути, отреклась от завещанного ей предками символа веры и по этой причине в священной области российской истории стали происходить трагические события. Происходят они и сегодня, потому что мы продолжаем идти по ложному пути, насаждая через систему школьного образования, через СМИ ложные ценности, основанные на ереси прозападного «гуманизма», не давших миру ничего, кроме гнилых плодов пресловутой масскультуры, демонической по существу и обслуживающей самые низменные страсти…» (из предисловия к сборнику «Россия граничит с небом...»).
В народе говорят, что страдания способны открыть в человеке особый дар. У каждого он проявляется по-своему. Жизнь Раисы Котовской не была простой. Судьба постоянно испытывала её, как будто требовала компенсации за талант, подаренный Богом. Так или иначе, свой безвременный уход из жизни Раиса Николаевна, наверное, предвидела, иначе как могли появиться такие пророческие строчки:
Я знала, откуда, - неважно,
Что поздняя осень одна
Меня заколдует однажды
И не расколдует весна.
...Земной путь Раисы Котовской окончился в прошлом январе. Но её творчество, оставленное нам в наследство, не позволит сказать: «Поэт умер».