Памятник идиотизму или стахановская стройка?
Реконструируемый в Ставрополе перекресток стал испытанием для жителей, власти и строителей
Глава города Николай Пальцев в субботу лично проинспектировал ход ремонтных работ на перекрестке Доваторцев - Тухачевского - Космонавтов. Общение со строителями лишний раз подтвердило: сложившаяся ситуация почти стопроцентно подпадает под знаменитое русское определение всех ударных строек: работают «не благодаря, а вопреки». Обстоятельствам, погоде, людской молве...
Перекресток мнений
Не секрет, что реализуемый в настоящее время масштабный проект по реконструкции указанного перекрестка стал в городе притчей во языцех и источником постоянных злых насмешек в адрес мэрии. В автобусах и маршрутках, в магазинах и салонах любой разговор о трудностях быта неуклонно перерастает в философствование на тему абсурдности бытия власти, чему самый наглядный пример, по мнению жителей, и являет реконструируемый перекресток.
Как можно было затеять такие работы под самую зиму? - задают друг другу вопрос ставропольцы и сами же на него отвечают.
Кто-то видит в этом нерасторопность бюрократии, более «осведомленные» убежденно доказывают случайным собеседникам, что именно так отмываются, (зарываются) бюджетные деньги. Версий много, и все - «крайне недружественные» по отношению к администрации!
...Между тем городские чиновники сами стали заложниками сложной ситуации, которая грозит им весьма суровыми санкциями в случае срыва установленных сроков.
Заложники законов
- Этот проект общей стоимостью 146 млн рублей реализуется на условиях софинансирования из местного и федерального бюджетов, - в который раз комментирует директор комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Александр Семенов. - Деньги из Москвы (86 млн рублей) поступили в конце июля. Сразу приступить к их освоению нельзя, потому что существует известный Федеральный закон №94, который во всех случаях требует обязательного проведения конкурса по выбору подрядчиков. В общей сложности эти процедуры занимают два месяца. Соответственно, к работам мы смогли приступить лишь в октябре. Закончить реконструкцию должны 15 декабря...
Таким образом, за два с половиной месяца необходимо выполнить объем работ, которые, по признанию А.Семенова, в обычной, неавральной ситуации заняли бы шесть(!) месяцев.
Чтобы успеть уложиться в отведенные сроки, дорожное строительство ведется в экстенсивном режиме: в три смены, за счет большого количества привлеченной техники и людей. По словам одного из подрядчиков, генерального директора ОАО «СУДР» Формана Мирзаева, «можно было бы и больше, да уже некуда ставить». Непосредственно на самом перекрестке задействовано 260 человек и 130 единиц техники. Плюс еще 150 дорожников и 200 машин на улице Космонавтов. Люди работают в буквальном смысле и в снег и в дождь, и днем и ночью, благодаря чему уже сегодня выполнена большая часть наиболее трудоемких работ и освоено 70% выделенных средств...
Конечно, к труду по-стахановски нашим работягам не привыкать, но возникает вопрос: а для чего, собственно, такая гонка? Почему не отложить часть работ на весну?
Нельзя категорически! Согласно законам, регулирующим межбюджетные отношения, федеральные средства должны быть израсходованы до конца года. В противном случае деньги будут изъяты как неосвоенные и возвращены в федеральную казну. Более того, по словам главы города Николая Пальцева, своевременное окончание работ - до 15 декабря - является главным условием для получения следующего транша из Москвы...
Куда ни кинь,
всюду... непредвиденные обстоятельства
Вдобавок к жестким временным рамкам строители то и дело получают непредвиденные проектом «сюрпризы».
- Сначала натолкнулись на так называемые плавуны, которые, едва намокают, превращаются в глиняную жижу, - рассказывает Александр Семенов. - Поэтому на участке протяженностью почти 250 метров пришлось копать ниже проектной отметки на 50 см. Как следствие - затягивание сроков.
Другая напасть.
Проект был разработан в 2008 году и предполагал установку канализационных и ливневых колодцев российских производителей. В связи с кризисом заводы встали, и строители вынуждены делать колодцы монолитными, заливая стенки железобетоном. А это еще плюс пять дней на каждую точку.
Пока с погодой относительно везет. Но не за горами известное: «уж зима катит в глаза».
Как можно в таких условиях соблюсти технологию, да и вообще продолжать работу?
- Зима нам, в принципе, не страшна, - героически отвечает директор комитета городского хозяйства. - Современные технологии дорожного строительства допускают работу при температуре минус пять градусов. Конечно, это неизбежно ведет к дополнительным издержкам, но выбора у нас нет...
Проведенная главой города планерка на проблемном объекте меньше всего напоминала привычное «снятие стружки» с подрядчиков. Это был, скорее, разговор-просьба сделать все возможное, чтобы уложиться в срок, перемежаемый вопросами: нужна ли дополнительная помощь, люди, техника?
Строители признавались, что сполна обеспечены всем. Просто нужно время. Но они закончат вовремя...
Виктория Байгулова.
P.S. Ненавижу авторские сентенции, но одна из самых банальных невольно преследовала всю дорогу: в нашей стране законы создаются для людей или люди существуют для выполнения законов?