Павел Воронин: «За отличниками будут охотиться»
Анна Учаева- Насчет открытого своевременного диалога – я только «за». Для этого депутаты и встречаются с избирателями, выступают в печати. Но лично для меня в этом ничего нового нет, я веду такую работу с первых дней своего избрания. Вспомните, в вашей газете я выступал около года назад и рассказывал про многие законопроекты, о которых тогда мало кто говорил, но которые сегодня уже вступили в силу. В частности, об отмене налога на наследование, а для близких родственников – и на дарение, о других проектах в налоговой, административной сфере. И о предстоящей замене льгот денежными выплатами, заметьте - тоже, причем задолго до принятия этого закона. Другое дело, что в целом отдельные наши разъяснения не были массовыми, и их почти не услышали. А кто-то и не хотел слушать, зато потом в удобный момент вывел людей на митинги.
С обвинениями Думы в поспешности принятия законов согласиться не могу в принципе. Подготовительная работа идет громадная. Вот по модернизации образования министр Фурсенко выступал перед депутатами 15 июня. Рассказал о перспективах, какие-то законопроекты только разрабатываются, какие-то еще обсуждаются, какие-то уже поступили в Думу.
При этом учитываются предложения экспертов, руководителей образовательных учреждений, местных и региональных властей, общественности. Работают над проектами депутаты, Российский союз ректоров, профсоюзы работников образования и науки… Важную роль в проведении реформы взял на себя созданный по инициативе «Единой России» независимый экспертный совет, в который входят ректоры ведущих вузов России, академики РАН, другие авторитетные и заслуженные в сфере образования люди.
Следующий этап – заключения всех субъектов федерации, рассмотрение в комитетах и подкомитетах, во фракциях и, наконец, на пленарном заседании. Но уже на подготовительной стадии возникает много вопросов. Меньше половины желающих на встрече с министром успели выступить…
- И какие направления сегодня вызывают наиболее жаркие споры?
- Тема номер один - качество и доступность образования, особенно профессионального. Ведь сегодня дипломированный специалист – это востребованный на рынке работник, если он действительно учился, многое умеет и может. А если, извините, диплом «купил» и делал вид, что учился, то и надолго в престижной фирме не задержишься. Спрос и предложение рынок отрегулирует и без вмешательства извне, но задача власти – установить цивилизованные правила и контроль. Ведь вузы нередко спекулируют на бюджетных местах, технические, сельскохозяйственные и другие профильные учебные заведения набирают юристов, экономистов – в угоду конъюнктуре. Вот за эти места государство платить институтам не должно, пусть либо зарабатывают деньги сами, либо обучают по профилю ветеринаров, инженеров, учителей.
Кроме того, вызывает тревогу, что сегодня в стране сотни тысяч (а по некоторым другим данным, миллионы) детей школьного возраста не учатся. И здесь нужно говорить не столько об образовании, которое всем детям гарантировано, сколько уже о воспитании.
А вот смогут ли малообеспеченные, но талантливые выпускники школ получить высшее образование? Поможет ли абитуриенту введение единого государственного экзамена? Насколько обострит конкуренцию между вузами введение государственных именных финансовых обязательств? Кто будет проводить аккредитацию образовательных учреждений? Эти да и многие другие вопросы, касающиеся перспектив российского образования, конечно, эмоционально обсуждаются.
- А ответы на них удается получить?
- Работы здесь еще – непочатый край. Разумеется, окончательное слово пока не сказано. Однако уже сегодня, с учетом позиции парламентского большинства, президента и правительства страны, можно говорить о том, что основные задачи будут решены. Я имею в виду формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение его качества, инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности, и все это – на фоне доступности общего образования.
Реформы в образовании нужны. Нельзя их не проводить, ведь за последние годы в стране все изменилось. Все мы сегодня живем абсолютно по другим законам, нежели двадцать лет назад. В то же время президент в своем Послании Федеральному Собранию призывает нас к тому, что, цитирую: «задачи по модернизации образования должны решаться, но решаться предельно аккуратно».
Образование – это огромная система в масштабах нашей страны. Это миллионы работников и учащихся. Это больше ста сорока тысяч образовательных учреждений разного уровня. Наконец, это гигантская материально-техническая база, которая включает в себя только учебных площадей свыше тридцати пяти миллионов квадратных метров. Плюс десятки тысяч общежитий. Плюс оборудование на миллиарды рублей.
Я специально остановился на этих цифрах, чтобы мы осознавали масштаб этой мощнейшей сферы, а следовательно, и масштаб проблем, с которыми приходится сталкиваться. Конечно, рубить сплеча здесь нельзя.
- Давайте остановимся на конкретных законопроектах, которые вам предстоит рассмотреть в ближайшее время.
- Основная их группа направлена на обеспечение доступности и качества образования. В частности, планируется предоставлять льготы на поступление в вузы тем, кто отслужил в армии по контракту не меньше трех лет в должностях солдат, сержантов и старшин. Успешно сдают экзамены – поступают вне конкурса и получают специальную стипендию. Проект пока рассматривается в правительстве и еще в Думу не поступал. Зато на днях мы уже во втором чтении приняли закон, который предусматривает предоставление преимущественного права поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования детям военнослужащих, погибших при исполнении ими служебных обязанностей или во время контртеррористических операций.
Но перечисленные льготы касаются, конечно, относительно небольшого количества людей. Сейчас разрабатывается концепция законопроекта об образовательных субсидиях, по которому в вузах будут готовить специалистов по заявкам федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Принятие этого закона позволит улучшить условия поступления и учебы для молодежи из малообеспеченных семей. Причем очень важно, что субсидии планируется предоставлять не только на оплату самой учебы, но и сопутствующие расходы студентов. Ведь нередко ребята из семей с низкими доходами не учатся в престижных вузах не потому, что не могут туда поступить, а потому, что не могут обеспечить себе жизнь во время этой учебы.
В стране уже идет эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Он, как известно, предусматривает совмещение процедуры итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузе или среднем специальном учебном заведении (ссузе). И это не только доступность, не только качество образования, но и барьер на пути взяточников, ведь теперь сама система поступления полностью исключит вмешательство «человеческого фактора» со стороны приемных комиссий, преподавателей, нечистых на руку чиновников – тех, кто давно превратил обучение в «карманный» бизнес.
Что нового будет содержать проект? Во-первых, выбор нужно оставить за выпускником: сдаешь в школе либо ЕГЭ, либо экзамен в другой, более «легкой» форме. Но принимать будут в вузы и ссузы на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Хотя призерам олимпиад, к примеру, не только сохранят, но и расширят преимущества при поступлении. А некоторым вузам, где студентам для обучения требуются определенные творческие, психологические, физические способности (например, художественного или спортивного направления), разрешат устанавливать дополнительные испытания.
Еще один законопроект посвящен созданию систем государственного контроля и надзора в сфере образования. А это стране, которую заполонили всевозможные вузы с сомнительной репутацией, сегодня нужно, как никогда. Проект предусматривает совмещение процедур госаккредитации и аттестации и предполагает создание контрольных и надзорных органов, независимых от органов управления образованием и учредителей вузов, ссузов и других учреждений. Кстати, этот принципиальный документ, скорее всего, будет внесен на рассмотрение в Думу самими депутатами – от лица думского комитета по образованию и науке.
Другая группа проектов касается структурных изменений системы образования, и тоже в сфере высшей школы. Самое главное новшество – два уровня высшего образования. Первый уровень – бакалавриат (три-четыре года обучения), второй уровень - магистратура (два года). Впрочем, в этом направлении и раньше много говорилось и уже давно делалось. Теперь свое слово должны сказать законодатели. Здесь еще предстоит решить много проблем. Но основная цель – рационально использовать ресурсы. И я полностью с этим согласен. Не всем специалистам для работы нужны углубленные знания – зачем же их все пять, а то и шесть лет в институте мучить, а главное – деньги на них тратить?
И последний пакет законопроектов направлен на расширение участия работодателей в развитии образования. В конце концов, мы же готовим специалистов для предприятий и учреждений, а значит, работодатели, как никто, должны быть заинтересованы в результате.
- Понятно, что получить высококлассного специалиста хочется всем. А когда, наконец, сами высшие учебные заведения будут заинтересованы в том, чтобы заполучить абитуриента-отличника? Ведь, извините, сегодня вузу выгоднее взять на платной основе троечника, чем талантливого медалиста учить бесплатно…
- Ну, это не совсем так, ведь количество платных и бесплатных мест в институтах обычно определено заранее, хотя проблема, безусловно, существует. И ее можно и нужно решать путем перехода на принцип подушевого финансирования. Сегодня этот вопрос еще в стадии разработки, хотя в некоторых регионах уже прошли эксперименты по внедрению новой системы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
Главная идея: государство тратит деньги на обучение своего гражданина. Но деньги должны как бы идти за студентом в вуз, если он успешно сдал вступительные экзамены. Тогда получается действительно адресное финансирование, которое с большой долей условности можно сравнить с денежными компенсациями льгот, к примеру, по проезду на транспорте. Ведь сегодня транспортные предприятия получают деньги не «в принципе», а за каждого перевезенного пассажира. Условность в том, что в нашем случае деньги обналичить и потратить на другие цели невозможно…
Теперь представьте: в зависимости от результатов единого госэкзамена выпускник получает определенную сумму, которую от имени государства он «приносит» в вуз как плату за учебу. Отличник «стоит» дороже других выпускников. Конечно, институт заинтересован в обучении студента, за которого получит большее финансирование.
Правда, эта идея, к сожалению, пока встречает сопротивление и непонимание, уже засомневались в ее целесообразности и в самом министерстве образования. Во всяком случае, в трех регионах, где прошел эксперимент по ГИФО, пока получилось больше неразберихи, чем желаемого результата. Возможно, не будет прямой жесткой связи между ГИФО и ЕГЭ. Но я уверен: мы найдем способ поставить вузы в такие условия, когда отличников станет обучать выгоднее. И это вовсе не значит, что другим ребятам путь в высшие учебные заведения заказан. Но на умников и умниц институты будут вынуждены открыть настоящий «сезон охоты»!
Беседовал
Вадим БАКАНОВ.