Педагог и психолог… И что?
Ни для кого не секрет, что образование в стране и в крае переживает сейчас трудные времена перемен. Проблемы возникают самые разнообразные. Одни связаны с реформами, которые носят подчас спорный характер и вызывают множество нареканий, другие, например, — с банальной нехваткой молодых профессиональных кадров в школах. Но избавиться от всех проблем разом – одним указом или волевым решением какого-либо властного лица — невозможно. Необходимо скрупулезное изучение каждой из проблем в отдельности.
Например, на состоявшемся недавно семинаре для психологов образования края, организованном министерством образования СК и краевым Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних (директор Е. В. Заика), специалисты обсуждали, как могут взаимодействовать школьный психолог и педагог. Мероприятие было проведено в рамках Года учителя.
В семинаре принимали участие психологи образовательных учреждений города и руководители психологических служб системы образования края. Каждый из более ста участников старался найти для себя ответы на вопросы, указанные в программе семинара. Он состоял из двух частей: во время первой выступали психологи края и приглашенный на семинар учитель, заместитель директора лицея № 5 Надежда Киричек. В своих выступлениях они говорили об общем положении дел в школах, а кандидат психологических наук, доцент СГУ О. П. Белая затронула основной вопрос семинара: основные направления и возможности сотрудничества учителей и психологов учебного заведения и причины того, что это сотрудничество не всегда эффективно. Участники семинара размышляли о том, для чего подобное взаимодействие вообще нужно, о психологическом состоянии самих учителей и чем им могут помочь психологи.
Во многих выступлениях звучала мысль о том, что, к сожалению, подобное взаимодействие зачастую вообще отсутствует либо не столь эффективно, как того хотелось бы. Педагоги часто видят в психологе конкурента, не позволяя работать в полную силу, а психологи вспоминают, как раздраженный учитель «закидывает» к ним в кабинет нерадивого ученика со словами «сделайте с ним что-нибудь», используя специалиста как крайнюю меру воздействия или того хуже – способ наказания. Упоминали также и о том, что в школе из 10 опрошенных преподавателей только семеро знают имя школьного психолога, а обращаются к нему за советом и того меньше (к слову, об этом говорил школьный практикующий учитель, который знает о ситуации не понаслышке). Кстати, такая статистика вызвала несогласный гул в зале, сливающийся в единое «неправда!», но это, скорее, походило на отрицание неприятного. Говорили участники семинара и о том, каким представляется сегодня учитель людям. Результаты социологических опросов, о которых рассказала преподаватель СГПИ Ольга Бобренко, показали, что очень близкими по количеству ответов были суждения «трудолюбивый, образованный, добрый, чуткий» и прямо противоположные – «необразованный, вымогатель, позволяющий себе халатность и невнимательность». Еще два важных вопроса поднял в своем выступлении доцент кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института Сергей Пешков. Чем может быть полезен психолог преподавателю в связи с тем, что профессия учителя – сфера повышенного психотравмирующего риска? Что может помочь психологу лучше понять педагога и самого себя и, как следствие, сохранить психологическое здоровье? Все выступления вызвали много эмоций. Но говорить о них сразу не стали: этому была посвящена вторая часть семинара — «круглый стол».
На «круглом столе» ведущие – Сергей Пешков и Екатерина Попова, заместитель директора Центра, – предложили составить портрет современного учителя. Тут-то и разгорелась жаркая дискуссия. Говорили и обсуждали самые наболевшие проблемы, которые, безусловно, влияют на понимание обсуждаемого «портрета». Это и недостаточное финансирование и бессмысленность ожидания от государства решения всех проблем сразу. И умение понимать детей, которое требуется для эффективной работы психолога и педагога. И огромное количество бумаг, отчетов, справок, которые учителю часто приходится заполнять до позднего вечера в ущерб реальной подготовке к творческим урокам. И потеря эффективности реального процесса преподавания за текучкой и необходимостью введения и использования различных инноваций, не всегда понятных и поддерживаемых, но обязательных.
К сожалению, время было ограничено, иначе обсуждение длилось бы гораздо дольше. Это значит, что вопросы остаются открытыми, но начало их решению положено.
Были сделаны выводы, с которыми согласились все участники мероприятия: психолог и преподаватель, безусловно, должны работать вместе. Ведь взаимодействие «учитель — ученик», сам процесс обучения – это не просто дорога, по которой «из пункта А в пункт Б идет знание в объеме школьного курса». Их отношения очень сложны и влияют на обоих независимо от того, стоит в классе компьютер и дорогой проектор или только полки со старыми учебниками и картонными таблицами. И помочь сделать эти отношения лучше, эффективнее, безопаснее и просто здоровее – это одна из задач психологов.
Никита ПЕШКОВ.