Переход из небытия в бытие
Ольга МетёлкинаЖительница Ставрополя Мария Алексеевна Писаренко коллекционирует декоративные пасхальные яйца. Для филолога, преподавателя Ставропольского кооперативного техникума экономики, коммерции и права, увлечение это не было случайным. С начала прошлого века в ее семье хранилось сувенирное яйцо из цветного смальтового стекла. Рассказывали, что купил его когда-то на ярмарке дед Марии Алексеевны по материнской линии, зажиточный ставропольский крестьянин Кирилл Грисенко. Именно с этого скромного, внешне не выдающегося «сувенира» и стала прирастать необыкновенная коллекция, которая сейчас насчитывает более 500 яиц.
Ставропольский краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве предложил Марии Алексеевне показать ее удивительную коллекцию горожанам и гостям краевого центра. А в дни, когда православные верующие отмечали Светлое Христово Воскресение, состоялась презентация выставки «Дорого яичко к великому дню».
Ее организаторы не случайно разместили экспозицию в музее-усадьбе художника В. Смирнова. Как известно, в большой семье Василия Ивановича строго соблюдались христианские обычаи, а Пасха была особо почитаемым праздником. Конечно, сейчас мы можем только представлять атмосферу, царившую в этом доме накануне Великого Воскресения: как из кухни распространялся аромат пекущихся куличей, как взрослые и дети красили яйца, как наутро в Пасху, на заре, домочадцы бегали на Крепостную горку смотреть, «играет» ли солнышко. Сегодня об этом рассказывает «хранительница» музея-усадьбы, заведующая отделом Галина Гончарова.
Музейщики с теплотой отнеслись к размещению коллекции пасхальных яиц в стенах смирновской усадьбы. Ее можно рассматривать часами, удивляясь мастерству художников и совершенству произведений. Изделия выполнены в традиционном стиле российских народных промыслов: хохлома и городецкая роспись, ростовская финифть и мстерская лаковая живопись, гжель и уральская керамика. Есть здесь сувенирные пасхальные яйца ручной работы из кисловодского фарфора и гусевского хрусталя.
Мария Алексеевна Писаренко любит путешествовать, и из каждой поездки привозит новые экземпляры для своей коллекции. Друзья и знакомые, зная ее пристрастие, вносят и свою лепту. По коллекции можно изучать не только историю искусства, но и географию: Франция, Голландия, Германия, Италия, Пакистан, Непал, Китай…
У каждого предмета - своя история, с каждым связаны какие-то воспоминания, впечатления от встреч с интересными людьми. Особенно – с художниками. Например, со ставропольским художников Евгением Кузнецовым. Его работа, которая называется «След в след», непременно задерживает на себе взгляд. А сама Мария Алексеевна считает это название глубоко символичным.
Казалось бы, что может быть проще яйца?! И тем не менее его совершенная форма и жизнеутверждающее содержание с древности стали символом начала начал, перехода из небытия в бытие. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин узрел в яйце модель мира: с землей и небом, водой и облаками.
Судя по сохранившимся письменным источникам, традиция изготовления подарочных сувенирных пасхальных яиц в России была распространена уже во времена правления царя Алексея Михайловича. Их вытачивали из дерева и искусно расписывали специальные мастера. При Петре I художественные возможности обогатились за счет стекла и фарфора. Пасхальные яйца по мастерству исполнения приблизились к ювелирным изделиям. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом, обрамляли серебром и золотом. Появились яйца в виде музыкальных и простых шкатулок, часов. Одним из первых мастеров, превративших пасхальный символ в настоящее произведение ювелирного искусства, стал Карл Фаберже…
Мария Алексеевна Писаренко, похоже, не претендует на славу маститого коллекционера, она просто занимается тем, что ей нравится. А если это еще и окружающим приносит радость, то больше ничего и не надо.