Перемены ждут и врачей, и пациентов
Лариса ДенежнаяВ октябре прошел первый в новейшей истории России Национальный съезд врачей. Аналогичных съездов ранее было всего два — в 1925-м и 1988 году. О работе форума, о том, какие насущные вопросы медицины на нем обсуждались, мы беседуем с президентом Ассоциации медицинских работников Ставропольского края Михаилом Земцовым.
— Михаил Алексеевич, первый Национальный съезд врачей назвали беспрецедентным «по масштабу» участников. Насколько он был представительным? Кто вошел в ставропольскую делегацию?
— Последние двадцать пять лет я принимал участие в различных больших форумах. Был на Пироговских съездах. Последний раз — летом на обсуждении Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Но статус нынешнего, его значимость не идут ни в какое сравнение с предыдущими форумами. Сам факт того, что под его проведение предоставили Кремлевский Дворец съездов, думаю, говорит о многом. Это знаковое место.
На съезд съехались более 5700 делегатов из всех регионов России. Один процент от этого количества — делегация Ставропольского края из 60 (!) человек. Руководители правительства края по социальным вопросам, мин-
здрава и отраслевого профсоюза, медицинских учреждений — как государственных, так и частных, практикующие врачи, активисты общественных организаций, ученые медакадемии во главе с ректором.
- Какую практическую направленность имел форум?
- Она была во всем — начиная от организации выставки в фойе, выступлений докладчиков и обсуждений в прениях и заканчивая интерактивным голосованием по принятию проекта Кодекса профессиональной этики врача. Последний был принят впервые. В голосовании принимали участие все сидящие в зале. Обычно как бывает на заседаниях? Первую часть отсидят, после обеда зал «рассеивается». А здесь практически никто не ушел. Заинтересованы были все.
Не могу не сказать о великолепной выставке. Часть ее занимала экспозиция «Как бросить курить» с действующими моделями и компьютерным мониторингом. Здесь работали грамотные специалисты — психолог, психиатр и нарколог. Вообще вся выставка проходила под знаком здорового образа жизни, ставшего постулатом съезда. Вторую половину выставки занимали учебные муляжи высокого качества, где были моделирующие установки, манипуляторы, эндоскопы и прочее. Инструкторы демонстрировали их в работе и обучали, как ими пользоваться. Показали нам и технику из области высоких технологий — роботов, которые делают операции, например, на простате.
— Какие проблемы поднимались на форуме? Насколько остро они звучали?
— Говорили вещи очень неприятные. О том, что маленькая зар-
плата — оскорбление для врача, и он вынужден искать приработок, чтобы прокормить семью. Впервые на съезде озвучили ее реальный размер. Средняя зарплата по стране в государственных медицинских учреждениях – менее18 тысяч рублей, в муниципальных, которых большинство, — вообще 14 тысяч 600. Раньше озвучивали куда большую цифру – 42 тысячи, 36 тысяч. Когда это говорили, в зале спрашивали: покажите, кто ее получает? Ставка молодого доктора, который приходит после ординатуры в больницу, — 5 600 рублей. Сейчас, благодаря модернизации, зарплата удвоилась. Вот откуда эта средняя цифра по стране, которую я упоминал выше. Чрезвычайно важным назвали предстоящее повышение зарплаты медиков — через шесть лет она увеличится на 200 процентов относительно средней зарплаты по региону. На что отреагировал академик Евгений Чазов: «Очень хочется дожить до 2018 года, чтобы увидеть эту зарплату».
Еще одна острейшая проблема – нехватка кадров в медицине. По некоторым регионам дефицит специалистов составляет более 30 процентов. Катастрофически не хватает педиатров, анестезиологов и реаниматологов, «узких» специалистов. А ведь чтобы вырастить того же хирурга, нужно как минимум 10 лет.
На съезде говорили о новых подходах в системе подготовки врача. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Михайлович Рошаль поднимал вопрос непрерывного медицинского образования, предусматривающего балльную систему учета образования. Говорили, что медицина погибнет, если не привлечь в сферу выпускников вузов. 30 процентов из них «теряется» на этапе окончания медицинских академий и университетов. Примерно столько же уходят в смежные специальности, в лучшем случае медицинскими представителями в разные фирмы. Озвучили страшную цифру — до 75 процентов «целевых» ординаторов и интернов недоезжают до сельской местности. Причем они действуют в законных рамках. Просто возвращают потраченную на их обучение сумму. И – свободный лебедь, полетел дальше. Чтобы изменить эту порочную систему, на съезде поставили вопрос о возобновлении системы распределения специалистов, получивших образование за государственный счет, на бюджетной основе.
- А обещанный миллион рублей подъемных помог решить проблему дефицита врачей на селе?
- Этот стимул, конечно, дал первые плоды. Но пока не такие, как ожидали. Знаете, сколько пожелали стать «миллионерами»? 3900 выпускников на всю страну. Это мизер. Кстати, в нашем Ставропольском крае приехали в село полторы сотни молодых специалистов. В некоторых районах смогли закрыть дефицит кадров, например, в Левокумском, Кочубеевском. В последнем укомплектовали штаты медучреждения на 97 процентов (!).
— Услышали ли на съезде голос врачей, которые, собственно, и формируют лицо современной медицины?
— В прениях выступали практикующие врачи. Была даже такая демократичная форма, как запись для тех, кто хотел что-то сказать. Говорили об уменьшении нагрузки на врача, изменении нормативов приема, о дефиците кадров и связанных с этим проблемах. Например, в амбулатории работают два врача – педиатр и терапевт. Допустим, первый уходит в отпуск. Остается терапевт, у которого нет сертификата на оказание медицинской помощи детям. Но привели больного ребенка. Как врачу поступить? Вести прием детей терапевт не имеет права. А если откажет в медицинской помощи – то есть уголовная статья, если с ребенком что-то случится. Подобных противоречий в законодательстве очень много, о чем впервые говорилось на съезде, в присутствии министра.
— Наверное, критичный и деловой тон последующим выступлениям задала министр здравоохранения Вероника Скворцова. По крайней мере, о той же диспансеризации раньше шли отчеты в формате «ура, да здравствует»: сколько выявленных заболеваний и пр. А тут впервые из уст министра прозвучало: диспансеризация носит поверхностный характер, не дает ожидаемых результатов...
- Наконец-то впервые за последние годы министерство возглавил медик. И, как отмечали все присутствующие на съезде, не просто врач, кстати, в 6—7 поколении, а профессионал высочайшего класса, который видит и знает все проблемы изнутри. Программа создания сосудистых центров в стране — это инициатива Вероники Игоревны Скворцовой. И мы уже видим результаты — смертность от инсультов и инфарктов сократилась во всех регионах. Что касается диспансеризации, я согласен, она зачастую носит формальный характер.
- Новый министр заявила о переформатировании системы оказания медицинской помощи с разворотом привычного вектора «врач — больной» в сторону «врач – здоровый человек». Готовы ли к этому система и сами пациенты?
— Что касается системы, то главный акцент здесь делается на организацию первичной медицинской помощи. В своем докладе министр отметила: не менее 30 процентов времени амбулаторный врач должен тратить на профилактику. Это – в идеале. На практике у доктора есть план посещений. И эти 30 процентов времени пока никакими нормативами не закреплены. 6-8 минут отводится на прием. Что за это время можно успеть? Больной зайдет в кабинет, разденется для осмотра. А врач должен поговорить с пациентом, войти в эмоциональный контакт, собрать анамнез. Правда, с утверждением порядков оказания медицинской помощи по разным подразделениям сферы ситуация стала меняться. С прошлого года, например, временной норматив у дерматовенеролога увеличился до 20 минут. С 2013 года исполнение этих порядков будет обязательным.
На съезде отмечали, что временной норматив будет пересмотрен в сторону увеличения и уменьшена нагрузка на врача. Но сегодня есть Центры здоровья, которые как раз и должны заниматься профилактикой заболеваний. Есть учреждения, где не берут деньги за прием и обследования. Здесь вас ждут. Но кто сюда ходит? Чаще те, кто болеет, кто знает свои диагнозы и уже долго лечится. А должны приходить условно здоровые люди. Чтобы узнать, какой ресурс здоровья есть у них и как его сохранить. А для этого контролировать то же артериальное давление, делать прививки, вести здоровый образ жизни. Мы должны перевоспитывать пациента, чтобы он следил за своим здоровьем. новый закон об основах охраны здоровья граждан закрепил это положение как обязанность. Статья 27 так и оговаривает: граждане обязаны заботиться о сохранности своего здоровья.
На съезде впервые обсуждали, как заставить человека блюсти свое здоровье через материальное стимулирование. Допустим, ведешь здоровый образ жизни, будешь получать бесплатную медицинскую помощь в большем объеме чем тот, у кого есть вредные привычки и кто не придерживается рекомендаций врача. То есть будет дифференцированный подход по степени сохранения здоровья пациента.
-Людям, конечно же, интересно: а какие перемены ждут пациентов?
— Они уже начались. Такие средства, которые пришли в медицину за два года благодаря модернизации – 420 миллиардов рублей, никогда не выделяли на отрасль. Приобрели массу хорошей техники! Хорошее оборудование – это точная диагностика. Но людям порой недостает просто внимания со стороны врачей. Увеличится время врачебного приема – уйдет потогонная система для докторов. Они смогут уделять больше времени пациентам, общению с ними. Ведь доктор и словом должен лечить.
— Оправдались ли ваши ожидания от форума?
- Даже превзошли. Он не был заорганизован. В президиуме сидели всего трое — премьер-министр Дмитрий Медведев, президент медицинской академии и министр здравоохранения. Раньше в его составе было не менее полутора десятка человек.
Столь делового и откровенного общения на профессиональном форуме не было никогда. Это абсолютно честно. Чаще на больших мероприятиях итожили достижения. А вот ругали разных начальников и прочее на Пироговских, «внутренних», съездах. На нынешнем было поразительное единение всех и вся, общее видение цели, желание реформировать медицину не на словах, а на деле. Даже Леонид Михайлович Рошаль, который всегда был в оппозиции к министерству здравоохранения, отметил: мол, наконец-то мы можем работать вместе, призвал консолидировать усилия, а также разделить полномочия и ответственность. Все восприняли это как призыв к единению.