Перепроизводство «Жигулей»
Наталья БуняеваСклады дилеров АвтоВАЗа забиты 70 тысячами непроданных автомобилей. В Тольятти надеются на Новый год, а эксперты предлагают руководству предприятия серьезнее заняться маркетингом и ценовой политикой
По данным «Ведомостей», у дилеров российского автозавода скопилось не менее 72 тыс. автомобилей, что на 80% превышает среднемесячную норму. Это может вынудить АвтоВАЗ остановить конвейер и продлить новогодние каникулы до 15 января. На заводе надеются, что к этому времени излишки удастся распродать благодаря традиционному декабрьскому росту спроса и новогодним скидкам.
Хуже всего обстоят дела у московских дилеров предприятия – здесь скопилось более 15 тыс. машин. Большинство продавцов считают причиной падения роста продаж сентябрьское повышение цен, когда АвтоВАЗ повысил цены на все модели, за исключением «Нивы», на 4 тыс. руб.
После этого отдельные автомобили десятого семейства и относительно недавно поступившие в продажу «Калины» оказались дороже некоторых популярных марок иностранного производства.
На заводе объясняли этот шаг повышением себестоимости производства: ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие, однако сколько составил этот рост в процентах, на ВАЗе никто не сказал. Кроме официального роста цен, дилеры столкнулись со скрытым подорожанием на 10 тыс. руб. – на такую сумму выросла стоимость «десятки» с гидроусилителем. Сейчас они стоят почти 270 тыс. руб., таким образом, цена на них перевалила психологический ценовой порог в $10 тыс.
«Десятка» в люксовой комплектации стоит $10,5 тыс. Китайский Chery Amulet в базовой комплектации с гидроусилителем руля и кондиционером – $9 тыс, Renault Logan и Chevrolet Lanos – от $9 тыс., Kia Spectra дороже люксовой «десятки» на тысячу, Hyundai Accent – на полторы. Renault Logan можно купить сейчас за $9,5 тыс., Chevrolet Lanos – за $9 тыс., а Kalina стоит около $9,7 тыс., «десятки» в базовой комплектации – от $9,4 тыс.
Против сентябрьского повышения цен в свое время выступили московские дилеры, пославшие исполняющему обязанности гендиректора АвтоВАЗа Максиму Нагайцеву письмо с просьбой сдержать повышение цен. Особенно продавцов возмутило, что цены подняли на одну сумму для всех моделей, не учитывая их ценового позиционирования.
Геннадий Грачев, исполнительный директор столичного автосалона «СеверянинАвтоВАЗ», рассказал «Газете.Ru», что после повышения цен на продукцию Тольяттинского автокомбината продажи упали в два раза. «У нас забиты все площадки. После того как в сентябре стоимость десятки приблизилась к $10 тыс., продажи начали падать, – пояснил Грачев. – Существует сезонное падение цен, в ноябре продается мало машин, но всетаки не настолько».
Основной конкурент – дешевые корейские и китайские автомобили. Например, много клиентов на себя оттягивает Chery Amulet.
Региональные автосалоны тоже страдают от избытка продукции.
Единственный регион, где не заметили падения спроса на «Лады», – Приморский край, где большая часть населения ездит на подержанных праворульных «японках». Там уровень продаж вазовских моделей стабильно низок.
Спрос падает именно на модели, попавшие в один ценовой сегмент с недорогими иномарками, – «Калину» и модели десятого семейства. Продажи более дешевых Samara2 и «классики» остались практически на прежнем уровне.
По словам аналитика инвестиционнофинансовой компании «Метрополь» Александра Жукова, непроданные 70 тыс. автомобилей на складах дилеров – сигнал АвтоВАЗу о том, что предприятию следует серьезнее заняться своей сбытовой политикой и маркетингом. «У нынешнего руководства АвтоВАЗа нет четкой стратегии развития, позиционирования моделей, отсутствует ценовая гибкость. Недавние повышения цен ничем не обоснованы для покупателя – он должен платить больше, несмотря на то, что ему не предложили ничего нового», – отмечает Жуков.
Lada Priora, которая должна выйти в следующем году и впоследствии сменить на конвейере модели десятого семейства, при ее правильном продвижении вполне может стать хитом, считает Жуков.
АвтоВАЗу следует лучше налаживать связь с покупателем, рассказывать о системе кредитования, создать систему скидок. Компании не хватает рекламы в целом. АвтоВАЗ – мощная структура, которая при грамотном управлении сможет выдержать конкуренцию с иностранными производителями. Несмотря на то что продажи иномарок растут, в регионах они пока не могут составить достойную конкуренцию ВАЗу – там не развит сервис. Кроме того, до выхода новых моделей, которые в будущем должны составить конкуренцию иномаркам, ВАЗ «поддержит на плаву» производство «классики» и «самар», которые пока вне конкуренции по цене. Руководство ведь может изменить свои планы и продержать их на конвейере подольше.