«Перезагрузка» общественных советов и положительный опыт работы на местах
.В Общественной палате края
О роли общественных советов муниципальных образований в построении гражданского общества и формировании экологической культуры граждан говорили на проведенном в Ставрополе семинаре-совещании. Его организаторами выступили Общественная палата Ставропольского края и Ставропольское региональное отделение Российского общества «Знание».
На семинар, который проходил под руководством председателя ОП СК, заслуженного юриста РФ Николая Кашурина, собрались более 100 человек. В их числе – представители органов местного самоуправления, члены общественных советов районов и городов Ставрополья, а также члены краевой Общественной палаты.
Наладить контакт, объединить усилия
Именно об этом во вступительном слове сказал Николай Кашурин. Он выразил уверенность, что встреча общественников края с коллегами из городов и районов поможет не только установить контакт, но и объединить усилия в налаживании конструктивного диалога жителей и власти. Важную роль в этом будет играть деятельность комиссии по развитию гражданского общества, поддержке некоммерческих организаций и взаимодействию с общественными советами. Комиссия эта новая, создана во втором составе ОП СК для решения такой задачи палаты, как оказание информационной, методической и иной помощи общественным советам муниципальных образований.
Общественные советы муниципальных образований, по мнению лидера ОП края, это наиболее близкие к жителям Ставрополья составляющие гражданского общества. Активисты, работающие в них, не понаслышке знакомы с проблематикой, непосредственно участвуют в принятии решений по вопросам местного значения, тем самым играя важнейшую роль в построении гражданского общества и формировании экологической культуры граждан. Это немаловажно в Год экологии в России.
– Мы против бутафории, – сказал Николай Иванович. – Общественная палата никогда ничего не делала «для галочки». И работу по взаимодействию с общественными советами будем проводить основательно.
Игорь Бабкин, приветствуя от имени правительства Ставрополья участников семинара-совещания, отметил масштабы и результативность работы общественников края. Он обратил внимание собравшихся и на то, что Общественная палата СК неоднократно признавалась одной из лучших в России:
– Она привлекает к своим делам и проектам максимальное количество граждан, – подчеркнул он.
О том, насколько важно выстраивание стройной системы взаимодействия Общественной палаты в регионе с общественными советами «на местах», сказал омбудсмен края Алексей Селюков, увидев в этом прямую взаимосвязь с защитой прав и интересов жителей края. Ведь чем оперативнее будет реакция общественников в районах на пожелания земляков, тем более стабильной станет ситуация и тем выше будет уровень доверия народа к власти.
Работать в унисон в одном направлении
Николай Кашурин обратил внимание собравшихся на то, что еще в 2014 году Общественной палатой Ставропольского края был проведен мониторинг соблюдения законодательства при формировании и деятельности общественных советов. Ситуация на тот момент оказалась, прямо говоря, плачевной. Выяснилось, что правовыми актами абсолютного большинства муниципальных образований было предусмотрено, что общественные советы действуют при администрациях или главах, чего не должно быть по закону. Кроме того, из 34 общественных советов муниципальных районов и городских округов Ставропольского края 21 совет возглавляли главы администраций или муниципальных образований либо их заместители. При этом положения лишь 18% муниципальных образований закрепляли запрет лицам, занимающим выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также занимающим должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членами общественного совета. И перед нами далеко не полный перечень недоработок, пробелов и нарушений в этой области.
– Проведенный анализ показал, что состояние дел в сфере деятельности общественных советов муниципальных образований нельзя назвать простым: все создавало предпосылки для превращения их в некий «придаток» органов местного самоуправления, – подчеркнул Николай Кашурин. – С учетом этого в адрес губернатора Ставропольского края нами была направлена соответствующая аналитическая записка, содержащая предложения по исправлению сложившейся ситуации. С той поры процесс реформирования общественных советов хоть и небольшими шагами, но все же пошел.
Однако за три года изменилось немногое. Это доказал анализ современного состояния института общественных советов Ставрополья. Оказывается, сегодня не во всех городских округах действуют общественные советы. Ярким примером тому служит Минераловодский городской округ, в котором общественный совет не создан и, судя по всему, его создание не планируется: местная администрация уверена в том, что в округе вполне достаточно существующей общественной организации «Независимый общественный совет».
Необходима «перезагрузка»
Положительной тенденцией было названо существенное снижение количества общественных советов, возглавляемых главами или их заместителями либо сотрудниками местных администраций. Если в 2014 году таковых было 21 из 34, то в году текущем – всего 6. Однако в 11 районах при этом должности председателя, его заместителя или секретаря занимают главы, их заместители, сотрудники администрации или депутаты местных представительных органов либо депутаты Думы Ставропольского края, что абсолютно недопустимо.
- Помимо всего обозначенного отсутствует и унифицированность норм, регулирующих деятельность общественных советов муниципальных образований, – сказал Николай Кашурин.
По результатам проведенного анализа Общественная палата Ставропольского края пришла к выводу, что в настоящее время необходима «перезагрузка» общественных советов муниципальных образований, то есть приведение в соответствие с законодательством России положений об общественных советах муниципальных образований, их статуса и персональных составов.
Общественный контроль должен быть эффективным
Член Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина подробно проанализировала и раскрыла как актуальные проблемы, так и направления развития общественных советов муниципальных образований как институтов гражданского общества.
По мнению Елены Анатольевны, сегодня общественные советы работают не более чем в треть силы, потому что происходит подмена понятий, когда создание общественного совета в городе или районе дублирует вертикаль власти, а не дает возможность гражданам проводить независимый контроль деятельности органов.
Елена Шапкина подчеркнула, что если ФЗ № 212 четко формулирует цели и задачи общественного контроля, то в Законе «Об Общественной палате Ставропольского края», увы, об этом не говорится ни слова.
– А ведь именно общественный контроль должен стать в результате создания и работы общественных советов надежным звеном в цепочке «граждане – общественные советы – власть», – уверена член Общественной палаты России. – Только с наличием этого звена можно говорить о том, что общество, в котором мы живем, по-настоящему демократическое, дает возможность каждому активному гражданину обозначить свое отношение к работе властных структур, имея в наличии законный инструментарий, которым он может уверенно пользоваться.
– Члены общественного совета в идеале – это неудобные «единицы», которые должны быть готовы противостоять формализму в работе, ставя в прерогативу вопросы социальной пользы и контролируя их реализацию, - сказала Елена Анатольевна, при этом отметив, что приоритетные для деятельности общественных советов направления ежегодно вырабатываются Правительством РФ и Общественной палатой России.
Наладить связь напрямую
Омбудсмен Ставрополья Алексей Селюков привел цифры статистики обращений граждан, их тематики и поделился практикой работы по некоторым из них, подчеркнув, что именно общественные советы могут выступать во взаимодействии с институтом уполномоченного по правам человека в СК для более своевременного реагирования на проблемы жителей края, относимые к сфере отстаивания их интересов.
Со своей стороны успешными практиками ведения деятельности общественных советов поделились их председатели. Так, председатель общественного совета города-курорта Железноводска Николай Истошин рассказал о работе по обеспечению общественного контроля в сфере сохранения природных ресурсов бальнеологического и курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Он привел в пример вопросы по проведению общественной экспертизы двух губительных для региона Кавминвод законопроектов – так называемых проектов закона «Трех пятерок» и «Закона о КМВ», в общественных обсуждениях которых на уровне края принимали активное участие члены Железноводского общественного совета. Сейчас же, к примеру, в центре внимания общественников Железноводска стоят вопросы контроля за качеством минеральной воды и псевдооптимизации лаборатории, которая осуществляет бактериологический анализ проб «минералки», добытой из скважин, источников и поступающей на розлив и в питьевые бюветы.
– Вопросы, поднимаемые на заседаниях нашего совета, всегда насущны, отражают беспокойства и чаяния жителей города-курорта, - отметил Николай Истошин. - Традиционным и обязательным за время существования нашего совета стало приглашение принять участие в его заседаниях руководителей и представителей исполнительной и законодательной власти Железноводска. Это очень уместно, ведь помогает зачастую в одночасье решать многие возникающие вопросы.
Дополнил информацию о формах и методах работы общественных советов председатель общественного совета при главе города-курорта Ессентуки Владимир Архангельский. Совет ведет работу с декабря 2015 года, и при ежегодном планировании его работы, по словам председателя, за точку отсчета берутся интересы, которые диктует общественная, политическая и экономическая жизнь города и жителей Ессентуков. В числе обсужденного – вопросы о благоустройстве, озеленении и санитарной очистке города, об организации дорожного движения в курортной зоне (там в 2015 году было зафиксировано 126 дорожно-транспортных происшествий!). Все острые темы рассматриваются детально, не голословно, по каждому поднятому вопросу принимается конкретное решение, идет дальнейший мониторинг развития ситуации с ним. Результаты положительные, как отметил Владимир Алексеевич, но многое требует пристального и постоянного внимания со стороны общественников:
– Нас волнует контроль за ведением строительства в курортной зоне и создание генплана этой зоны, – уточнил выступающий. – Есть проблемы по вывозу мусора, работе общественного транспорта… Поднимаем вопросы об инвестиционных проектах в городе-курорте, например, рассматривали вопрос о проекте медицинского туристического парка в Ессентуках и многие другие. На февральском заседании рассматривали вопрос о проблемах реорганизации ОАО «Кавминкурортресурсы». Решения по данному заседанию направили в Общественную палату Ставрополья. Деятельность совета известна в городе. У нас работает электронная почта, планируем создать собственную страницу в сети Интернет. К нам поступают многочисленные обращения граждан, с которыми мы внимательно работаем.
Владимир Архангельский рассказал о ближайших перспективах деятельности совета – о рассмотрении проекта Государственной стратегии по развитию санитарно-курортного комплекса РФ и выразил пожелание о налаживании оперативной связи с краевой Общественной палатой.
«Работать в правовом поле и максимально результативно»
И еще несколько выступлений пополнили картину о положении дел и накопленном опыте работы общественных советов на Ставрополье. Председатель общественного совета Шпаковского муниципального района Валерий Кулинцев особо выделил то, что в состав общественного совета входят представители всех муниципальных образований поселений района. Зачастую это председатели общественных советов. Таким образом суть вопросов повестки дня заседания совета и принятые решения доводятся до жителей поселений напрямую.
Положительным моментом работы Валерий Кулинцев отметил проводимый контроль исполнения ранее принятых решений.
– Большинство заседаний начинается именно с этого вопроса. Есть случаи, когда тот или иной вопрос рассматривался, но не снимался с контроля и выносился на повторное рассмотрение. Это помогает нашей работе быть более целенаправленной, говорит о желании внести свой вклад в развитие Шпаковского района, – подчеркнул глава общественного совета. – При этом задача нашего общественного совета не заключается в том, чтобы указывать на недостатки в работе администрации, организаций, учреждений. Такая позиция в корне неверна. Мы за взаимодействие в развитии района.
Решение по итогам совещания содержит предложения обратиться к руководству муниципальных районов и городских округов Ставропольского края с предложением исключить из составов общественных советов лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и внести в положения изменения о запрете таким лицам находиться в составе советов. Члены Общественной палаты края также собираются обратиться к Губернатору Ставропольского края с просьбой поддержать предложение о «перезагрузке» общественных советов муниципальных образований.
Также в проект решения вошли предложения о разработке совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ставропольского края» типового положения об общественном совете муниципального образования СК и многое другое.
В завершение встречи Николай Кашурин выразил уверенность, что совместные усилия, прилагаемые в работе ОП СК и советов на местах, будут заложены в основу максимально результативной, нацеленной на благо жителей нашего края деятельности советов муниципальных образований исключительно в правовом поле.