Перунов конь гремит по небу…
Наталья БуняеваПомню из детства: старушка одна была у нас. В конце июля она всем мужчинам села наливала чарочку: «Пейте, мужички! Перуница сегодня, ваш день!». Мужики пили, кое-кто плакал — не так давно война отгремела, и были они тогда ровесниками мне сегодняшней.
Недавно что-то искала в интернете, и вдруг наткнулась на любопытное: 20 июля — День Перуна. Слышать про него слышала: кто же «Слово о полку Игореве» не читал?
Вроде и праздник не наш, древний совсем. Оказывается — еще какой наш! Более того, его и не переставали праздновать, устраивать гулянья, совершать обряды на северных окраинах страны. Практически все (точнее, все) славянские народы, скандинавы, немцы, франкоговорящие народы помнят этот день. И как-то отмечают. Названия разные, но суть одна: в этот день воины встречаются, поздравляют друг друга, устраивают игры, соревнования, славят бога грозы, громовержца Перуна. Защитника, помощника в ратных делах. Вот так.
Православные христиане знают эту древнюю дату, как Ильин день. В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «Илья-пророк — косьбе срок» — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва.
«Илья пришел, в воде льдинку нашел». В этот день вода становится холодной. По поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела.
Перунов день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Перунов день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в лесу свободно разгуливают дикие звери и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни…
А уж если на Перуна не выпадали дожди — будут лесные пожары. В общем, по всякому не так: дождей много — угроза урожаю и надо замаливать громовержца. Нет дождя — опять беда. Надо призывать милость грозного небесного бога.
Задабривать Перуна древние славяне начинали задолго, примерно за неделю до важного дня. Уже тогда пироги, испеченные для Перуна, могли быть занесенными в Книгу Гиннесса. Ну если бы она тогда была… Пироги были гигантскими. Для этого сооружали специальные печи, а одним из обрядовых блюд являлся творог. Современная медицина давно ответила на запрос из древности: творог-то вроде как не мужская еда? Оказывается, еще какая мужская: кости воинов должны быть крепкими, никакая сила не должна их сломать. Ну и пиво! Его варили исключительно мужчины, и исключительно в огромных количествах. Огонь добывали трением.
Праздник включал в себя две составляющие: воинскую и земледельческую. Женщины не допускались: только воины и пахари. Все мужчины брали оружие: нож, топор или совсем уж «военное» — палицы, стрелы, лук. Совершали прославления покровителю воинов — и все оружие освящалось.
За неделю решался важный вопрос: какой характер праздник будет иметь в этом году? Кидали жребий. Если выпадала «жертва», то в жертву приносится бык, а за неимением оного — петух. На жертвенной крови заговаривалось оружие, жрец «помазывал» кровью лоб каждого воина, после чего воин надевал красную повязку.
Если выпадало «сребро», то к подножию деревянного идола приносились деньги. Если выпадет «брашно», то приносится пища. И, наконец, самое веселое: если выпадет «пря», значит, будут поединки, и воины попарно будут биться: пары определяются, мужчины договариваются об оружии. Можно было битву заменить борьбой — поединки тоже серьезные. Но до смерти никто никого не бил — жизнь воина стоила дорого. Кстати, слово «распря» — как раз и есть наследие древности…
После «славлений» Перуну следует несколько театральное зрелище, обязательное: обрядовый бой Перуна с Велесом (у скандинавов — Волосом, богом скота). Перун должен победить и вернуть стадо небесных коров, украденных «скотьим богом». По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на брёвна, сложенные колодцем. Это погребальный костер — крада. Жрец, раздевшись по пояс, поджигает краду. После того как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну — обрядовые бои на могиле.
Приходит черед настоящих испытаний: их четыре. Все на ловкость, силу, хитрость и благородство. Пройти по тлеющим углям, при этом не подпрыгивать от боли, если обжегся. Если воин не выдерживал — первое испытание становилось последним.
Найти священный дуб или родовой столб. Идти нужно по прямой, ориентируясь на память, птичье щебетание, по ветру. Вроде и легко, но не каждый его проходил — компасов не было. Да если бы и были — глаза-то завязаны.
В третьем испытании воины искали оружие, заботливо припрятанное. А то и своих товарищей, укрытых дерном. И последнее: испытание на хитрость и ловкость. Тут несколько вариантов охоты на спрятавшегося воина, укрывшегося в чаще леса или в высокой траве. Тут уж кто кого: парень должен вернуться к священному дереву, коснуться его рукой. И только после этого он становился воином. Кстати, вам, читатель, ничего не напоминает эта забава? Ведь это наши «догонялки» и «казаки-разбойники»!
А потом «страва» — поминание всех павших славянских воинов. Опять же: мы знакомы с печальным обрядом поминок. Это оттуда все, из нашего позабытого прошлого…
Игрища, взятие «городков» — это уж кто во что горазд. Веселье же!
Сейчас множество народу интересуются своей историей. Ведь было же что-то и до князя Владимира, крестившего Русь? Было. Да и сам Владимир много лет сомневался в правильности выбранной веры и долго держал у себя самый большой пантеон славянских богов. Идолы с золочеными головами украшали огромное капище в Киеве.
Вопреки всему праздник не умер: его до сих пор, как могут, сохраняют народы европейского севера, он возрождается многочисленными славянскими общинами. И ведь красивый праздник! Еще один мужской день, День воина.