Первая Мещанская, она же — Черкасская, она же — проспект Карла Маркса...
Ольга МетёлкинаЗа всю историю Ставрополя ни одна улица города не имела такого количества названий, как проспект Карла Маркса. Опираясь на архивные источники, исследователи насчитали 12 только официальных наименований главной транспортной артерии краевого центра.
Изначально это был отрезок Большого Черкасского тракта, проходившего мимо Ставропольской крепости. Постепенно он превратился в центральную улицу разрастающегося города, которую стали называть Черкасской. По словам директора Ставропольского государственного музея-заповедника Николая Охонько, сохранились архивные документы с указанием и такого адреса - большая Черкасская (именно с таким написанием). Спустя некоторое время, когда Ставрополь стал активно застраиваться и сформировались другие улицы, основная магистраль получила название Главной. Особой изобретательностью наши предки не отличались, и, как только назрела необходимость, незамысловатое имя поменяли на чуть более оригинальное: Главная стала Первой Мещанской, а параллельные ей улицы - соответственно Второй и Третьей Мещанскими (сегодня это - Орджоникидзе и Дзержинского). Подобные названия бытовали в XIX веке практически в каждом губернском городе и отражали сословную принадлежность значительной части населения.
А вот среди горожан бытовало своё «народное» название. Первую Мещанскую они чаще всего именовали просто Большой. И это было логично, поскольку другого столь оживлённого тракта, по которому следовали все путешествующие и, звеня бубенцами, проносились курьерские повозки с почтой, в Ставрополе тогда не было. Должно быть, поэтому появилось и другое неофициальное название — Почтовая.
В планах города можно найти и другие наименования нынешнего проспекта Карла Маркса. Так, на карте 1812 года их одновременно три: улица Большая, Московская и Троицкая. Если с первым названием всё понятно, то два других могут вызвать вопросы у сегодняшних жителей Ставрополя. Есть мнение, что Московской её могли наименовать в связи с тем, что на пути следования из Тифлиса после Ставропольской крепости была именно Московская. Однако, если проанализировать топонимию различных российских городов, мы увидим, что улицы с таким названием есть во многих населённых пунктах. «Мода» на него появилась очень давно и может быть объяснена не только понятиями политкорректности, но также подсознательным желанием жителей провинции хоть таким образом иметь отношение к столице.
Что же касается Троицкой, то это название связано с построенным в 1819 году главным собором Ставрополя. В книгах известного ставропольского краеведа Германа Беликова вы найдёте интересные описания этого величественного храма, варварски разграбленного и разрушенного в 30-е годы XX века, на месте которого сегодня находится гостиница «Интурист».
Г. Беликов приводит и другие неофициальные топонимы. Например, улица Тифлисская (по названию Тифлисской заставы, располагавшейся на восточной окраине города, где в начале 1840-х годов известный своей благотворительностью купец Г. Тамамшев возвёл каменную триумфальную арку). Во второй половине XIX века, когда настоящим украшением центральной части города стал зелёный бульвар, жители и улицу стали называть Бульварной. Это название встречается в письмах нашего земляка, переводившего на русский язык первый том «Капитала» К. Маркса, Германа Лопатина.
Дольше других послужило городу название «Николаевский проспект». Имя ему было дано в честь посещения Ставрополя императором Николаем I. Событие это наделало много шума, а также всколыхнуло процесс благоустройства в нашем городе. Самодержец побывал в губернском центре осенью 1837 года. К его приезду в Ставрополь было приурочено открытие мужской классической гимназии. Визит первого лица государства также поставил точку в вопросе, оставаться ли Ставрополю столицей Кавказской области. Ведь рассматривался вариант перенесения административного центра на Кубань.
Подходящий момент для переименования главной ставропольской улицы настал лишь спустя 14 лет и был связан с очередным монаршим приездом, когда до Кавказа добрался цесаревич — будущий Александр II. Проспект стал Николаевским и оставался таковым вплоть до Февральской революции 1917 года. Его новое имя — улица Красная - вполне соответствовало политическим настроениям в стране. Хотя исследователи до сих пор не пришли к единому мнению: было ли в этом названии отражение революционных волнений или же слово «красная» воспринималось как древнерусский синоним слова «красивая». Так бы и жила улица с таким ярким именем, если бы в конце 20-х годов XX века (по неуточнённым сведениям — в начале 30-х) не пришло время отдать дань «отцу народов» и удостоить главную транспортную магистраль чести носить имя Сталина. В 1938 году членам горсовета Ворошиловска (так с 1935-го по 1943 год назывался наш город), должно быть, показалось, что статус «улица» не очень соответствует масштабу личности Иосифа Виссарионовича, и её «повысили» до проспекта.
Оккупация города фашистскими войсками повлекла за собой не только изменения в жизни населения, но и отразилась на карте города. С августа 1942-го по январь 1943 года горожане привыкали к новому названию — Главный проспект. После освобождения краевого центра все советские названия вернулись на свои места. И кто тогда мог подумать, что следующий «ребрендинг» центральной магистрали провинциального Ставрополя будет напрямую зависеть от решений XXI съезда КПСС. В 1961 году любые упоминания о «вожде и учителе», генералиссимусе И. Сталине исчезли с городских улиц. И проспект, более 30 лет носивший его имя, на следующем историческом этапе стал называться в честь Карла Маркса.
Сегодня, когда вновь начинается полемика о возвращении исторических имён улицам и проспектам Ставрополя, возникает закономерный вопрос: какое из названий самой древней магистрали города следует считать «наиболее историческим»...