Первые итоги и новые планы

Наталья Тарновская
18 июня состоялась пресс-конференция архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, посвящённая пятилетию пребывания владыки на Ставропольской кафедре
О скорбях
и радостях
— За пять лет моего служения было много радостей и удовлетворения, но и много скорбей перенести довелось, — говорит архиепископ. — Главная радость от того, что удалось восстановить и построить заново многие храмы и монастыри. Казанский собор в Ставрополе — моя первая цель на этом поприще. Восстановить храм - справедливость восстановить. Когда я впервые об этом пять лет назад заявил, многие сомневались, а сегодня уже купола к небу вознеслись.
Началось строительство соборов в Ессентуках и Пятигорске. Почти закончен Свято-Георгиевский монастырь, ставший уже признанной жемчужиной архитектуры не только в Южном регионе, но и в масштабах страны. Приют для осиротевших детей при монастыре скоро примет своих первых воспитанников. Особое внимание владыка уделяет открытию сельских храмов, в том числе в Чечне и Ингушетии. При многих церквах появляются приюты для стариков и оставленных детей. Ведётся активная образовательная работа в воскресных школах, в которые всё чаще стали приходить не только дети, но и их родители.
Очень большим позитивом, по мнению архиепископа Феофана, является взаимодействие с различными учебными заведениями.
— Наши семинаристы активно общаются с молодёжью из светских вузов, — делится владыка. — Проводим совместные праздники, спортивные мероприятия. И результат есть — молодое поколение всё чаще обращается к Церкви.
Одним из важнейших реализованных социальных проектов стало создание реабилитационных центров для наркозависимых под патронажем епархии. Это уникальный опыт не только на территории России, но и, пожалуй, во всём мире. Люди, на которых давно махнули рукой и общество, и официальная медицина, исцеляются постом, трудом и молитвой, поддержкой братьев и православных священников. Большинство из прошедших реабилитацию возвращаются к нормальному образу жизни, в семьи, становясь полноценными членами общества.
— Но в этом направлении мы будем активно работать и дальше, делая основной упор на профилактику этой страшной болезни с помощью молодых ребят, прошедших все круги ада наркомании и излечившихся в нашем центре, — говорит владыка. — Ведь для молодёжи, для подростков гораздо важнее увидеть своими глазами этот негативный опыт, услышать о жизненных трагедиях наркоманов из уст таких же молодых людей, но переживших это, чем из уст педагогов и врачей. Для архиерея, который болеет за общество, за его будущее, это очень важная социальная миссия.
Но кроме радостей созидания пришлось испытать и скорбь.
— Первым моим боевым крещением был взрыв электрички в Ессентуках, — с горечью в голосе вспоминает архиепископ Феофан. — Это была страшная трагедия. На руках приходилось выносить убитых и раненых из искорёженной груды металла.
А потом был Беслан…
— Моя жизнь разделилась этой бедой на две части. До Беслана и после. Понять умом эту трагедию можно только будучи глубоко верующим человеком, принять же никогда…
О политике
— Конечно, духовное лицо не может быть отстранено от общества, а значит, и от политики, — говорит владыка Феофан. — Но я всегда знаю меру своему влиянию.
Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
Вообще же духовное лицо должно уметь находить общий язык с любой властью. И тогда и мира, и взаимопонимания, и стабильности в обществе больше будет.
Заметна проделанная архиепископом работа в Общественной палате при Государственной Думе, где он возглавляет рабочую группу по вопросам миротворчества на Северном Кавказе.
- С главами мусульманских республик, с представителями мусульманского духовенства у нас налажены хорошие взаимоотношения, — говорит владыка.
- По его словам, во всех субъектах, находящихся под крылом епархии, есть понимание того, что русский язык является воротами в культуру для малых народов России, и русское население, как носитель этого языка, необходимо и в Чечне, и в Ингушетии.
- Поэтому нам предстоит тяжёлая, но необходимая совместная работа по возвращению русских в эти республики. Открываются центры русской культуры, начинают действовать православные храмы.
В планах архиепископа - открытие детского лагеря для представителей обеих крупнейших в нашем регионе религий.
— Возможно, мне придётся столкнуться с недоумением некоторых людей по этому поводу, — усмехается владыка. — Но путь к процветанию нашего региона лежит только через взаимопонимание, а взаимопонимание может прийти только через доброжелательное общение, когда узнаёшь культуру и образ жизни соседа.
О миссионерстве
— Миссионерство для Русской Православной Церкви в России сегодня состоит не в том, чтобы привлекать в православие иноверцев, — считает владыка. — Гораздо более важная задача дать правильное понимание нашей традиционной веры для тех, кто относит себя к православному населению. У нас огромный пласт отчуждённых, с которыми иногда труднее разговаривать, чем с иноверцами. Ведь многочисленные секты орудуют именно на ниве православия, неся свои учения так, как будто тут живут первобытные язычники. И находят своих жертв именно из-за того, что человек является православным только формально, имея о вере предков самые размытые представления. Вот с этим невежеством бороться надо.
Главным же оружием православного священника за чистоту веры, по мнению архиепископа, должен стать образ жизни духовного лица и его семьи. Если люди будут видеть перед собой образованного, добродетельного, трудолюбивого священника, его ухоженную, счастливую многодетную семью, они будут понимать, к чему должен стремиться любой православный человек.
— Не словами, а делами, положительным примером нужно привлекать прихожан, — говорит архиепископ. — И говорить, конечно же, с людьми, объяснять каноны, традиции, суть веры.

Фото Юрия Рубинского.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление