«Первый шаг - отучить от хамства советских ЖЭУ». Власти Ставрополя будут координировать работу управляющих компаний
Как выстроить взаимоотношения между обслуживающей организацией и собственниками жилья, основанные на доверии и согласованности действий, – эти и многие другие вопросы стали темой «круглого стола», проведенного главой краевого центра Николаем Пальцевым.
Счет, пожалуйста! Лицевой
В последнее время словосочетание «управляющие компании» стало приобретать устойчивый негативный оттенок, отсылающий нас в советское прошлое с его ненавязчивым коммунальным сервисом. И все же свет в конце тоннеля есть. Уже сегодня в городе существуют организации, которые смогли найти общий язык со своими клиентами.
Один из таких примеров – ООО УК №7.
По словам ее руководителя Алексея Горелова, главный вопрос, который определил для себя коллектив, - «продуктивное взаимодействие с жильцами». Похвальное качество подкреплено четким алгоритмом действий.
Например, в конце года на общем собрании жильцам раздается дефектная ведомость. Коллективно определяется объем необходимых на год работ и утверждается тариф на ремонт и обслуживание.
- Да, - признался А.Горелов, - это один из самых болезненных моментов, который занимает не день и даже не два, но компромисс все-таки находится.
На том же собрании жильцов выбирается подрядчик. Так как «старшие дома зачастую не разбираются в сметах», их вовлекают в процесс контроля на каждом этапе проделанных работ: сначала они подписывают первичный акт, затем общий...
А теперь ВНИМАНИЕ ВСЕМ! Самое главное, на что пошла УК № 7, – каждый дом знает состояние своего лицевого счета. Сколько денег поступило, сколько было снято, на что потрачены…
- Созданная система отчетности максимально прозрачна и эффективна, облегчает жителям контроль, - подчеркнул А. Горелов.
– Более того, за некорректное поведение по отношению к собственникам жилья сотрудники компании немедленно увольняются.
…В общем, в городе есть на кого держать равнение. По крайней мере, на совещании никто не усомнился в правдивости сказанного по УК №7. А когда созданы прецеденты, как известно, и другим легче требовать реализации законного права!
Кто виноват?
Своим положительным опытом во взаимоотношениях с клиентами поделились еще несколько управляющих компаний – ООО УК «На Чехова», ООО УК №5, №8, ООО «Управляющая компания». И все же надо признать: очень скоро позитив исчерпал себя. И выступления руководителей УК, как и следовало ожидать, плавно перешли в критику.
В адрес жильцов, которые «сами пассивны, не ходят на общие собрания, не разбираются в бухгалтерии, инженерии и вопросах ремонта».
В адрес комитета городского хозяйства, который «не отвечает на письма и запросы».
В адрес застройщиков, которые сдают объекты с браком и недоделками, так что «иные новостройки хуже старых домов».
В адрес энергоснабжающих организаций, которые не контролируют свои ресурсы, а «все потери и утечки просто-напросто вешают на управляющие компании». Которые, в свою очередь, вынуждены «вешать» их на жильцов.
И даже в адрес федеральной программы по установке общедомовых приборов учета.
- Если сети в доме не отремонтированы и дают течи, то общедомовые приборы учета показывают страшную разницу, - поделился наблюдениями руководитель УК № 8 П. Айбазов. – Поэтому программа воспринимается жильцами в штыки.
В свою очередь, не удержались от критики и старшие домов (и это при том, что на «круглый стол» были приглашены самые примерные и бесконфликтные участники отношений «УК - жильцы»!).
- Да, спасибо компании, нам очень хорошо сделали капитальный ремонт. Но надо же думать, как жить дальше? Жильцы обязаны знать состояние лицевого счета своего дома. Однако я три года не могу добиться этой информации от нашей управляющей компании, – отметил старший дома по улице Дзержинского, 211, Анатолий Приходько.
Также для абсолютного большинства жителей города остается запретной тайной составляющие «первой строки» - содержание и техническое обслуживание.
- С 1 января она изменилась и в качественном, и в количественном содержании, однако нам никто об этом не сказал. Нас просто поставили перед фактом…
Был поднят и вопрос о полномочиях старшего по дому.
- Я учительница, старые жильцы меня знают и уважают, - поделилась наболевшим Н. Шинкаренко, проживающая по адресу: Шеболдаева, 4. – Но вселяются новые люди и на любой мой вопрос задают мне встречный: «А вы, собственно, кто такая?».
Между тем в доме из 270 квартир в 70 не установлены индивидуальные счетчики. Как правило, там живут квартиранты, которые воду не экономят, так как оплачивают ее по нормам потребления, начисляемым на одного прописанного хозяина. В результате эти излишки накидываются на ни в чем не повинных «бабушек, которые потребляют по 1,5 кубометра воды и боятся каплю пролить».
- Надо действовать наступательно на бессовестных квартирантов. Применять к ним принудительные меры. Но что я сделаю, если меня на порог не пускают?
«Третьим» будет власть!
- В целом весь поток жалоб на работу УК можно свести к двум основным претензиям, – резюмировал глава администрации Ленинского района Андрей Джатдоев. - Первая – это грубость, невнимательность и хамское отношение, берущие свои истоки из ЖЭУ 70-х годов. Вторая – это объем выполняемых компаниями работ. Зачастую жители требуют того, что не предусмотрено в тарифе и не определено в договоре. Вина УК в том, что они не разъясняют это людям.
– Если есть контакт с УК, то проблем почти не возникает, - подтвердил глава администрации Октябрьского района Игорь Серов. - Советское хамство – вот главный враг и бич современных УК.
Подводя итог сказанному, глава Ставрополя Николай Пальцев заверил, что администрация города обязательно включится в процесс выстраивания цивилизованных отношений между обслуживающими организациями и жильцами.
- На начальном этапе формирования рынка услуг ЖКХ муниципальная власть, особенно ее районное звено, просто обязана выступать координатором таких отношений.
С этой целью в городе разрабатывается план конкретных действий. Уже сегодня, к примеру, поступило предложение создать ассоциацию управляющих компаний, которая будет вырабатывать прозрачную и единую тарифную политику, единый подход и стиль в решении проблем. В качестве стимула вошедшие в нее УК получат те или иные преференции, а не вошедшие в нее обслуживающие организации «все равно будут вынуждены равняться на установленную ассоциацией планку в работе».
Крайне необходимы курсы ликбеза для старших домов, что признают как сами жители, так и управляющие компании. Глава города поручил изучить предложения вузов, чтобы кадрово и тематически усилить консультационные пункты, которые начали создаваться на базе районных администраций, советов микрорайонов. Будет разработано и Положение о старших домов, которое пропишет полномочия и статус этой нелегкой должности.
Наконец, для повышения качества услуг, предоставляемых управляющими компаниями города, администрацией Ставрополя в настоящее время разрабатываются критерии оценки их деятельности. С помощью данных критериев специальной комиссией будет формироваться рейтинг управляющих компаний города, что позволит, во-первых, самим компаниям влиться в соревновательный процесс. А во-вторых, предоставить возможности горожанам выбирать лучших для обслуживания своего дома.
Виктория Байгулова.