Осенью 1957 года я в составе группы из пяти студентов историко-филологического и географического факультетов Ставропольского пединститута участвовал в археологических раскопках в Домбае. Руководил экспедицией известный в крае археолог, заведующий отделом краеведческого музея Леонид Никанорович Глущенко.
Поселок Домбай состоял тогда всего лишь из нескольких деревянных домиков, в одном из которых жила наша группа, и единственной двухэтажной гостиницы «Солнечная долина», в которой жили альпинисты, находившиеся на тренировочных сборах.
Стояла теплая благодатная пора золотой осени. Туристический сезон закончился, и мы вдруг оказались как будто на краю земли, отрезанные от большого мира и происходящих в нем событий. Ни радио, ни телефонной связи. О телевидении в горах тогда не могли и мечтать.
С восходом солнца, позавтракав, вооружившись подручными инструментами, отправлялись мы на старинный курган, чтобы освободить его от нагромождения отшлифованных многими столетиями камней, снять спрессованную веками толщу земли и разгадать тайну обитавших здесь когда-то аланов.
Когда солнце начинало свой стремительный спуск за островерхие заснеженные вершины Кавказского хребта, а на землю опускались сумерки с холодным дыханием ледников, мы возвращались на ночлег. Растапливали печь, мылись, ужинали и шли в гостиницу, к альпинистам, которые по вечерам собирались вместе, чтобы отдохнуть после утомительных тренировок. В этих посиделках часто принимал участие руководитель сборов заслуженный мастер альпинизма СССР, заслуженный тренер СССР Виталий Михайлович Абалаков, совершивший первовосхождения на самые высокие и труднодоступные вершины Памира. Мы говорили не только об альпинизме и археологии, но и о других вопросах, которые нас интересовали в тот период. От альпинистов, у которых была возможность в определенные дни связываться со столицей, мы и узнали о том, что в нашей стране запущен первый искусственный спутник Земли.
А на другой день к нам с той же новостью пришел радист-метеоролог, живший в соседнем с нами альпинистском домике. Это был очень популярный и авторитетный в поселке человек. Он обеспечивал связь с «большой землей», сообщал данные о погоде в горах, передавал и принимал различную информацию, не раз приходил на помощь людям, которые оказывались в экстремальных ситуациях.
С первого дня пребывания в Домбае у нас с ним установились хорошие товарищеские отношения, и благодаря ему мы были в курсе многих важных событий, происходящих в стране.
Узнав о запуске спутника Земли, мы заболели «звездной» болезнью, как астрономы, наблюдали за небом в надежде обнаружить там спутник. И вот через несколько дней после этого события удача сопутствовала нам. Вечером мы сидели с альпинистами на скамейках возле гостиницы. Вдруг кто-то из них закричал: «Спутник! Спутник!» И мы увидели прочерчивающую небо небольшую яркую мигающую звездочку, которая пролетела над Домбайской долиной, над вершинами заснеженных гор и исчезла так же внезапно, как и появилась. Радости нашей и восторга не было предела. В избытке чувств мы размечтались о будущих полетах людей на Марс и Луну, о встречах с инопланетянами, пытались представить, какое значение будет иметь создание и запуск первого искусственного спутника Земли. Сейчас, спустя полвека, этот вопрос широко освещен в печати и в электронных СМИ. В русле моих воспоминаний я хочу сказать только об одном – о той огромной роли, которую сыграло создание спутника в развитии различных видов связи. Благодаря этому стали доступны любые, даже самые глухие уголки нашей страны.
И сегодня, оглядываясь на прожитые годы, мы с восхищением говорим: «Слава ученым и конструкторам, слава нашему народу и нашей великой стране, первыми в мире проложившими дорогу в космос!»
Юрий Василенко.