Пещерный город в долине Томузловки
На окраине самого крупного на Прикалаусских высотах лесного массива приблизительно в четырех километрах западнее села Александровского находится известный как Каменные Сараи удивительный природный объект.
Добраться до расположенного в правобережье долины реки Томузловки пещерного города из краевого центра совсем не сложно. От центрального автовокзала Ставрополя в сторону райцентра микроавтобусы отходят каждые полчаса.
За селом Северным начинается подъем, в высшей точке которого, напротив горы Главной, надо попросить водителя остановиться. С перевала правее шоссе вам откроется картина теряющихся на взгорьях четырех параллельных лент государственных лесополос. При ясном небосводе создается ощущение, что они теряются где-то под белоснежным Эльбрусом. На самом же деле, названные народом «сталинскими», лесополосы были высажены в середине прошлого века для защиты сельхозугодий от коварных восточных ветров и протянулись от Волгограда до Черкесска.
Вдоль ближайшей к вам «сталинки» в сторону Томузловского леса идет грунтовая дорога. В сухую погоду она проходима и для легкового автомобиля. Пешком до пещер около часа ходу.
Там, где лесополоса достигает бровки склона огромной лесной котловины, надо свернуть влево. Метров через триста у границы леса, который в данном месте покрывает лишь нижнюю треть Томузловской долины, взору открываются скальные выходы.
Причудливо изъеденный ветром и водой каменный кряж тянется вдоль лесной опушки метров на сто. И все сто метров скального карниза сопровождаются темными глазницами ниш и пещер, отделенными друг от друга ребристыми перегородками. Заканчиваются все полости выклинивающимися лазами. Некоторые из них имеют боковые ответвления. Самая крупная из пещер находится в западной части уступа. В «Занимательном краеведении»
В. Г. Гниловской пишет, что ее длина достигает 45 метров. Снизу вход в подземную полость предстает разноуровневой (высота 510–515 м над у. м.) узкой 16-метровой расщелиной. В привходовой части обрушившиеся многотонные глыбы образуют живописный лабиринтовый завал. Взобравшись на одну из глыб, вы словно с мыса любуетесь раскинувшейся у ваших ног Томузловской долиной.
В январе прошлого года автору довелось переночевать в этой подземной полости. Привожу строчки из походного дневника: «Вид из пещеры на лес с зависшими над ним кудрями свинцовых облаков вряд ли кого оставит равнодушным. Ближе к выходу в углублениях между скальными пластами сохранилась, ну чем не реликт минувшей осени, паутина. Во многих местах по трещинкам сочится вода, и звуки подземной капели будут сопровождать нас до самого утра. В центре грота, где высота свода достигает трех метров, находятся кострище и два распиленных ствола, использовавшиеся в качестве дров. Таким образом предыдущие посетители подсказывают, где пылать нашему огню.
Осматривая окрестности пещеры, обнаруживаем у подошвы скальной стены лежку какого-то зверя. Звериными следами изобилует и спуск к речонке, протекающей по дну балки. Вода в ней довольно мутная, что, по всей видимости, связано с беспрерывно идущими дождями. Обильное увлажнение – прекрасная среда для мха, который оккупировал деревья невдалеке от речонки, и среди унылых тонов зимнего леса прямо-таки изумрудом сверкают поросшие мхом на высоту 4 – 5 метров стволы.
Перед закатом прекращается дождик. Отсутствие ветра придает природе еще большее очарование. В шестом часу вечера темнота окутывает своим крылом окрестности. Разжигаем костер, пылать которому не менее 14 часов. Пещерный огонь – классика жанра. Вот так же первобытный человек на заре своей истории приспосабливал под жилища природные объекты.
Рождающиеся из языков пламени воздушные потоки поначалу струятся строго кверху и на высоте полутора-двух метров растекаются. Большая часть дыма благодаря тяге из полости выходит на поверхность, оставшаяся внутри пещеры «забивает» пространство за нашей спиной, но не мешает комфортному сидению у огня...
Звук, похожий на жужжание, кажется поначалу нереальным, но вскоре становится все более очевидным, что вокруг выписывает круги муха огромных размеров. Подумать только, на календаре – январь, а рядом с нами неизвестно как сохранившееся насекомое! На какое-то время оно где-то затаивается, а затем не раз напоминает о своем существовании.
Многократно в продолжение всей ночи выходим на «улицу» и любуемся спящим лесом. На расчистившемся небосводе властвует описавшая полукруг луна. В ее сиянии кусты и камни отбрасывают фантастические тени.
Утро, какого только можно пожелать! Воздух напоен озоном. Над южным краем Томузловского леса лиловая в лучах встающего светила задержалась полоска облаков».
Для возвращения в Ставрополь лучше использовать грунтовую дорогу, которая вдоль лесной опушки стелется к западной окраине села Александровского.
Юрий Кузьминых