Пешеходный переход – опасная зона!

Наталья Ардалина
До того момента, как в редакцию нашей газеты пришла Любовь Мануйлова, я была искренне уверена, что водитель, сбивший пешехода на пешеходном переходе, будет нести за это ответственность. Как выяснилось, совсем не обязательно. Авария, о которой пойдет речь, произошла в начале этого года. В половине третьего дня 31 января 66­летний Анатолий Мануйлов переходил улицу Апанасенковскую, в районе мельзавода, по нерегулируемому пешеходному переходу. Он пропустил «Газель», после чего перешел середину дороги и двинулся дальше. Дойти до тротуара ему уже не удалось – Анатолий Федорович попал под колеса «Жигулей» ­ «копейки», которая отбросила его на несколько метров вперед.
 

Забегая вперед, сразу отмечу, что все водители и инспектора ГАИ, с которыми я беседовала в разное время, как один, услышав данную преамбулу, соглашались с тем, что в таких случаях сразу возбуждается уголовное дело. Позже оно может быть прекращено, но так, чтобы вообще не возбудили, – не бывает. Однако, как выяснилось, бывает.

В тот момент «Жигули» двигались от цирка в сторону таксопарка. Легковой автомобиль разъехался со встречной «Газелью», после чего водитель «копейки» увидел пешехода, переходящего дорогу слева направо по ходу движения «Жигулей». Причем из объяснений самого водителя следует, что пешехода он увидел еще на встречной полосе! Потом водитель увидел, что пешеход остановился на середине проезжей части и, посчитав, что он пропускает автомобиль, не счел нужным притормозить, а продолжил движение, не изменяя скорости. К несчастью, пешеход, видимо, тоже посчитал, что автомобилист его пропустит: ведь он двигался не где­нибудь, а по переходу, обозначенному положенными знаками и дорожной разметкой.

Из правил дорожного движения:

14.1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.

Вот вкратце и все. Анатолий Мануйлов, попавший под колеса автомобиля, скончался в больнице через пятнадцать суток. Только через два месяца вдова погибшего Любовь Мануйлова узнала, что в возбуждении уголовного дела отказано. За это время никто ни разу не проинформировал ее о ходе вообще какого­либо разбирательства. И даже показания внука, который волей случая попал на место аварии буквально через несколько минут и еще успел поговорить с раненым дедом, появились в материалах значительно позже, после того как Любовь Андреевна обратилась с жалобой в прокуратуру Ленинского района. Прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконное, необоснованное, а материалы с указаниями прокурора были направлены для организации дополнительной проверки в следственный отдел по ДТП ГСУ при ГУВД СК. После этого аналогичное постановление выносилось еще дважды, и в последний раз наконец прокуратура согласилась с решением следователя, которое, в свою очередь, основано на заключении эксперта. Эксперт же сделал вывод, что водитель автомобиля не располагал технической возможностью экстренным торможением предотвратить наезд на пешехода и в его действиях не усматривается несоответствий требованиям ПДД (Правила дорожного движения), а следовательно, в его действиях отсутствует состав преступления.

К сожалению, руководитель ГУ «Ставропольская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ отказался дать комментарии, обосновав это тем, что данный случай еще может быть обжалован в вышестоящих инстанциях. Позже, когда материалы уже будут погребены в архивах и по сути ничего изменить будет нельзя ­ пожалуйста, а до тех пор эксперт будет комментировать свои решения только в суде.

Однако вопросы у нас остались. Например, почему водитель вообще допустил экстренное торможение, может быть, он не видел пешехода, тот выскочил неожиданно? Так нет, видел еще на встречной, просто подумал, что его пропустят. Если встречная «Газель» затрудняла видимость, почему водитель не сбросил скорость, или он не предполагал, что на пешеходном переходе может находиться человек? Может быть, эксперт и смог бы убедить нас в своей правоте, жаль, что в комментарии нам отказали.

В двух минутах ходьбы от нашей редакции в обе стороны расположены два нерегулируемых перехода: напротив площади Ленина и драмтеатра. Неподалеку от того и другого, как правило, дежурят инспектора ГАИ: в районе ЦУМа и на перекрестке Морозова ­ Артема. Так вот, и те, и другие в один голос утверждают: водитель, пропускающий пешехода на «зебре» ­ бо­о­ольшая редкость! Отсюда вывод: сидящие за рулем просто привыкли к тому, что пешеходы уступают им дорогу, хотя по правилам все должно быть с точностью до наоборот. Поэтому и не ожидают, что кто­либо рискнет двинуться через дорогу в пределах прямой видимости автомобиля.

В Правилах дорожного движения есть следующий пункт, который мог бы в какой­то степени объяснить действия водителя:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен...

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Но Анатолий Мануйлов уже вышел на проезжую часть. И тем более данные Правила ни в коей мере не отменяют пункта 14.1 об обязанности пропустить пешехода. Да и как быть со следующим:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

То есть, если ты не уверен, что в случае необходимости успеешь затормозить, не разгоняйся.

Собственно, переход проезжей части в Ставрополе уже давно превратился в экстрим. Лично мне эта проблема знакома не понаслышке: ежедневно я забираю ребенка из детского сада и вынуждена переходить улицу Мира по нерегулируемому пешеходному переходу на проезде Зоотехническом. Обычно нам приходится стоять 10 ­ 15 минут, пока кто­либо соизволит притормозить, – час пик, видите ли... И опять­таки не факт, что автомобиль, двигающийся по второй полосе, нас пропустит. А уж о радости «торчания» на середине дороги между двумя встречными потоками с маленьким ребенком я вообще не говорю. Кстати, дорожная разметка с прошлого года уже стерлась, да и знак висит только с одной стороны. Это что же, можно перейти дорогу только до половины?

Отчаявшись в поисках справедливости, вдова погибшего в ДТП Анатолия Федоровича Мануйлова Любовь Андреевна обратилась за помощью к адвокату, который поможет ей подготовить иск в суд. Чем закончится это дело, пока неизвестно. Только очень хочется верить, что пешеходные переходы в нашем городе станут безопасной зоной.



Последние новости

Все новости

Объявление