Песня о малой родине
Елена ПавловаПогодка в субботу была – как по заказу. Впрочем, почему как? Наверняка в прошедшую дождливую неделю даже самые стойкие атеисты из числа организаторов праздничных мероприятий не единожды с надеждой обращали взор к небу… Дождик он, конечно, к счастью… Но только не в День края. Не выгляни солнышко, ставропольцы и многочисленные гости праздника были бы лишены многих радостных моментов.
Но солнце выглянуло, и праздник состоялся. Он спустился на город вместе с парашютным десантом, приземлившись на центральном стадионе, где в это время начиналось масштабное театрализованно-спортивное действо открытия Дня Ставропольского края. Арена стадиона обратилась в яркий калейдоскоп, где раздольная казачья пляска сменялась чарующим полетом бальных пар, плавность танца горянок – стремительностью построения головокружительных акробатических этюдов… Весенняя зелень арены раскрасилась разноцветьем несущихся в веселом праздничном хороводе лент, пологов, цветов, а лазурь ясного неба в это утро была расцвечена гроздьями разноцветных воздушных шаров. Это был один из элементов представления каждой делегации. Ведущий называет, например, Буденновский район, и в воздух взлетают связки шаров, и пока делегация движется вдоль центральной трибуны под разливы сопровождающего ее оркестра и радостное перечисление ведущим основных свершений, шарики парят уже высоко в небе.
Свершений у ставропольцев много. В День края-2006 по традиции прибавилось звезд на одноименной аллее, что возле Ангела. В полдень состоялась торжественная церемония закладки памятных знаков лучших предприятий края. В этом году этой чести удостоились молкомбинат «Ставропольский», краевой клинический онкологический центр, «Кавказтрансгаз» и Ставропольский аграрный университет. Последний, кстати, стал лауреатом общероссийского конкурса, о чем с радостью сообщил собравшимся ректор вуза Владимир Трухачев.
Мирком да
за свадебку
Яркое колесо праздника неслось тем временем дальше. И катилось оно в сторону парка «Центральный», где развернулись национальные подворья и радушные хозяева давно уж ждали дорогих гостей. Но быстро дойти туда получалось не у каждого, ибо нельзя было не засмотреться на диковинные творения рук человеческих, которые в огромном количестве и разнообразии были выставлены мастерами и мастерицами на импровизированных лотках вдоль проспекта Октябрьской революции. Были тут чеканки, изделия из дерева и глины, были вышивки, как художественные полотна, и разнообразные игрушки.
Выполненных из меха пушистиков так и хотелось взять в руки и потискать, а шитые куклы в широченных юбках, казалось, так и просились на старый бабушкин самовар. Жаль, что отошли в прошлое времена, когда в каждом доме по вечерам вся семья собиралась за большим пыхтящим самоваром…
А в парке тем временем все и было устроено, как в добром гостеприимном доме, где чтят традиции дедов, где работают с душой, а уж отдыхают – от всей души. Парк наполнился музыкой, лихие казачьи напевы сливались с лезгинкой, перестук барабана – с переливом гармони. Гостей приглашали в казачьи курени, и в горскую саклю, и в ногайскую юрту. Фестиваль национальных культур проходил под девизом «Благословенно Ставрополье в единстве, творчестве, судьбе». Гостей встречали традиционным угощением национальной кухни. Так что желающие могли вкусить и армянской долмы, и карачаевской халвы, и шашлыка из дагестанского барашка. А уж казачьих угощений и вовсе было столько, что в одном материале и не перечтешь. Во-первых, казачьих подворий было много, а во-вторых, Курский район всех на свадьбу пригласил. Такое у нас на Дне края впервые было. Посему за казачьим плетнем в импровизированной горенке с образом, ручным шитьем на сундуках и старыми фотографиями на стенах гостей ждал в буквальном смысле ломящийся от угощений стол. Роль хозяина взял на себя глава районной администрации Сергей Логвинов. Наверное, в родной станице Сергея Андреевича - Галюгаевской, что на три года старше Ставрополя, в стародавние времена вот так красиво и весело девушек замуж отдавали. Красивое название Галюгаевская тоже ведь в честь большой любви получила. Легенда есть, что когда-то один из первых поселенцев-казаков подарил своей любимой девушке лес. Девушку звали Галя, а «лес» по-украински – «гай». Вот и получалось Галюгай (галин лес). Так что красиво свои чувства выражать в Курском районе – историческая традиция. И свадьбы, соответственно, куряне тоже во все времена играли красиво и весело. Загодя у дороги дозорные стояли, и как показывалась вдалеке свадебная бричка, возвещали окрестность громким криком: «Едут!». После сватьям да дружкам жениха предстояло еще подружек невесты одарить и песней задобрить, чтоб к невесте пропустили, да и отыскать ее нужно было. А уж потом – играй, гармонь, веселись, народ, заглушай буйный Терек, лихая казачья песня! Такой был свадебный обряд, доподлинно воспроизведенный в День края в центральном парке Ставрополя.
Свадьба, кстати, была настоящая. Точнее, две свадьбы. День края стал днем рождения двух новых семей – Юли и Кости из Курского района, а также Оксаны и Сергея из Новоалександровского… И хоть лес своим любимым, как тот терский казак в XVIII веке, женихи подарить не могли, но впечатлений у Оксаны и Юли на всю жизнь хватит. Гостем на свадьбе мог быть каждый желающий, а роль посаженного отца выпала губернатору А. Черногорову. Александр Леонидович прибыл на торжество с поздравлениями, подарками (телевизорами) и делегациями из Беларуси, Украины, Молдавии и Казахстана. Благо нынешние иностранцы – наши советские, так что после чарки медовухи, что отведали они за здоровье молодых, только удовлетворенно крякнули и пожелали молодоженам многие лета. После ухода высоких гостей свадебный пир еще долго продолжался. Хорошая свадьба получилась. Веселая, искренняя — как песня.
Между прошлым
и будущим
Собственно, песней был весь праздник. Той, что сложена от души. А как иначе можно говорить о малой родине, том маленьком уголке огромной страны, который с детства живет в каждом из нас. Он живет, может быть, всего в нескольких образах – речки, тенистого сквера, городского двора, а возможно – того же старого бабушкиного самовара, что собирал по вечерам вокруг себя хороших людей… Для большинства из нас этот уголок (малая родина) – на Ставрополье.
Край наш богат не только хлебом, он богат людьми. И жив он их любовью.
Подворье станицы Александрийской было, наверное, самым интересным. Я решила, что станичники привезли на праздник музейную экспозицию, собранную за многие десятилетия. Рубель для глажки, станок для изготовления кизяка, веретено, пряха – когда-то все это было в любом казачьем доме. А нынче поди-ка найди что-то подобное. Оказывается, можно. Вот у Валентины Васильевны Кравченко получилось. Стоило лишь клич по станице бросить. Было тогда у создательницы музея всего пять своих семейных реликвий. А за десять лет образовалась ценная коллекция предметов казачьего старого быта и уклада в 147 предметов. Говорит, собирали по родным и знакомым. Даже не ожидали, что у людей на чердаках такие вещи хранятся. Валентина Васильевна любовно показывает самые старые (ценные) экспонаты – прялке и гребню для чески льна уж больше 200 лет, они их станице почти ровесники. Вот маленький колокол – 1828 года…
Тут же – ручное шитье. Я удивляюсь – как казачки все успевали.
- А потихоньку, — отвечает моя собеседница, — между другой работой, видите рубашку, она из лоскутков составлена. Видимо, хозяйка ее частями вышивала. Готовое платье так не вышьешь. Иной раз по полгода над вещью сидели.
Вот так из деталей и составляется картина старинной жизни в казачьем доме. Как вечера за работой коротали, мужей из походов ждали. Какая радость была, когда те возвращались. Валентина Васильевна снимает со стенда шелковый платок – оказывается, ее дед, служивший в районе Владикавказа, привез из похода жене подарок – вот этот самый персидский платок. На местных ярмарках таких не продавали. Он был предметом особой гордости бабушки… Платок и сейчас еще играет красками, хоть ему уже больше ста лет…
Теперь Валентина Васильевна со своей коллекцией на многих праздниках – желанный гость. Рассказывает, как иной раз благодарят люди за эту ее подвижническую деятельность. В Георгиевске на выставке, говорит, один старичок так прямо заплакал, увидев всего лишь жестяную деталь, годы в 20 – 30-е использовавшуюся при сенокосе… «Это ж, — объяснял он сквозь слезы, — мое детство»…
Это все – история Ставрополья, а значит – и наша личная история… И будущее. Ведь его, как известно, без прошлого быть не может.
Не случайно и на гала-концерте, посвященном закрытию Дня края, большинство номеров было посвящено именно истории – не только народные песни и танцы, но, те, что написаны недавно. Это были песни признания в любви нашему краю и его людям. Вот и прозвучавшая в исполнении губернатора песня «Земляки», написанная Валентиной Слядневой и Константином Губиным, адресована людям, таким как хранительница казачьей старины Валентина Васильевна Кравченко и тысячам других, которые просто вкладывают в свое дело душу и тем сохраняют и создают историю и славу нашего края. Эти люди яркие – как усыпавшие ночное небо огоньки праздничного салюта, только в отличие от звезд фейерверка они не гаснут.
Фото Александра
ПЛОТНИКОВА.