«Philips» сменил хозяина?
Михаил ВасиленкоТелефон купили в одном из магазинов Ставрополя 16 октября 2005 года. С первых дней пользования аппарат «капризничал». Часто отвечал, что вызываемый абонент находится вне зоны досягаемости или у него отключен телефон. Хотя при проверке выяснялось, что это не так. В начале февраля, то есть спустя три месяца после покупки, вообще стал зависать. Картинная заставка не уходила с дисплея, нельзя было открыть меню.
В общем, решили телефон отнести в магазин. Евгений, сын Лидии Ивановны, достал «родную» коробку аппарата, чтобы вложить все в первозданном виде и… Под программным диском обнаружил еще один гарантийный талон. С датой покупки годичной давности – 31. 12.04 г. и росписью другого покупателя. Сначала подумал, что ошибочно вложили чужой талон. Но на нем… был указан идентификационный номер (IMEI) его аппарата! Вывод напрашивался сам собой: купленный телефон побывал у другого хозяина. Видимо, его отремонтировали и продали как новый.
Однако продавцы, когда их поставили об этом в известность, заявили: мол, обнаруженный талон – не доказательство того, что этот телефон продали и он побывал в других руках. Может быть, его только оформили, но покупатель не взял аппарат. Сообщили, что возьмут «Philips» на тестирование, если обнаружится поломка, тогда – только ремонт.
Через два дня Лидии Ивановне сообщили, что диагностику еще не провели. Потом вроде бы аппарат уже отремонтировали. Когда Лидия Ивановна пришла за телефоном, оповестили: мол, его никуда не отправляли, «Philips» работает нормально.
Первую неделю действительно особых проблем с аппаратом не было. Но потом стал темнеть экран, аппарат снова «зависал». При обращении в магазин продавцы категорично заявили: только ремонт. И вообще, сын Лидии Ивановны «закачивал» мелодии в телефон, поэтому мог произойти сбой программного обеспечения аппарата. Значит, обратно его не примут. На возражения: мол, мелодии «писались» через инфракрасный порт (а иначе зачем эта функция существует в телефоне?), не отреагировали. После этого Лидия Ивановна обратилась за консультацией в отдел защиты прав потребителей комитета экономразвития и торговли городской администрации.
Ситуация, скажем так, неординарная. «Защитникам» приходилось сталкиваться с подобным. Например, в проданной стиральной машинке обнаруживалась квитанция о произведенном ремонте, в документе были указаны и ФИО заказчика, его телефон. А тут – «двойник» гарантийного талона. Получается, что-то «нечисто» с «Philips».
«Защитники» объяснили Лидии Ивановне, что в соответствии с действующими правилами продажи отдельных видов товаров продавцы обязаны предупредить покупателя о том, что товар был в употреблении или в нем устранялись недостатки. Причем не только в устной, но и письменной форме – на ярлыке, товарном чеке или иным способом. А наличие выписанного гарантийного талона с зафиксированной датой покупки годичной давности и подписью покупателя – явный признак того, что «Philips» однажды уже продали. Конечно, трудно установить, как «жил» аппарат все это время. Уж во всяком случае, не на полке пылился в магазине в течение почти года. Тем более что новые модели обычно не залеживаются. «Philips-530» на российский рынок стал поступать в конце 2003 года. И как быть с тем, что магазин в соответствии с действующими правилами, должен проводить предпродажную подготовку товара, в том числе на комплектность? Сделай это, продавцы наверняка заметили бы в коробке старый гарантийный талон.
«Защитники» посоветовали Лидии Ивановне оформить письменную претензию в адрес магазина с требованием провести независимую проверку качества телефона. А в случае выявления заводского брака расторгнуть договор купли-продажи с возвратом уплаченных денег.
Кстати, сотовый телефон «Philips-530» был разработан в качестве молодежной модели. Его «изюминка» — музыкальный редактор, с помощью которого можно создавать мелодии. А инфракрасный порт позволяет обмениваться музыкой, картинками и пр. То есть пользование этой функцией предусмотрено производителем. Поэтому упреки продавцов о «закачке» мелодий, которая якобы могла произвести сбой программного обеспечения телефона, воспринимаются по меньшей мере странными.