Плати налог, влезая в долг?
15 лет назад мы с женой приобрели частный дом на Чапаевке. Это далеко не престижный район: здесь и по сей день постоянная грязь, нет тротуаров, нет никакой инфраструктуры — нормальных магазинов, школы, детского сада. Как оказалось, дом наш строился на продажу — недобросовестно: на стенах стали появляться трещины, крыша протекала, отопление нормально не работало. Переделали водопровод и канализацию и много ещё чего — за собственные деньги. Все время, что мы проживаем в этом доме, у нас идет постоянный ремонт, которому ни конца ни края не видно.
При этом на протяжении последних нескольких лет мы стали замечать, что платим налог за наш дом больше, чем наши соседи, которые живут в двухэтажных домах общей площадью в два раза большей, чем у нас. Когда в этом году нам пришло налоговое уведомление на 11000 рублей, мы подумали, что это ошибка. Поехали с женой в налоговую инспекцию. Там нам пояснили, что ошибки нет, потому что налог на имущество физических лиц начисляется по данным, которые предоставляет БТИ. В нашем случае БТИ оценило наш дом в 915922 рубля. Налоговая ставка — 1.200, поэтому сумма налога — 11000 рублей.
В условиях финансового кризиса оставшись без работы, имея на иждивении двоих детей и мать-пенсионерку, мы с женой вынуждены были влезть в долги: занять у знакомых деньги и заплатить налог. Мы в шоке потому, что проживаем в относительно небольшом доме — жилой площадью 70 кв. м. А наши соседи, живущие в двухэтажных домах, платят в 2—3, а то и в 9 раз меньше! Мы пошли в БТИ за разъяснением, и там нам ответили, что, для того чтобы сделать переоценку дома, необходимо вызвать техника, заплатив для начала 2000 рублей, а потом еще — в зависимости от выполненных работ. Мы поинтересовались, на сколько может быть уменьшена стоимость дома? Работники БТИ принесли из архива документы и пояснили нам, что наш дом оценен на такую сумму потому, что у нас есть мансарда. Мы попытались объяснить: то, что они называют мансардой, мы называем чердаком, на котором нет ни перегородок, ни отопления, ни коммуникаций. Там хранится всякий хлам. Нам ответили: так как у нас обозначена мансарда, то они согласно какому-то постановлению оценивают дом не по квадратным метрам, а по кубическим, то есть по объему. Мы спросили, почему шестилетний двухэтажный дом оценен в 430000 рублей, а наш — 15 летний одноэтажный дом с чердаком–мансардой — в 916000 рублей? Нам ответили: по-видимому, двухэтажный дом в плохом состоянии, а ваш — в шикарном. Получается, что наш дом — 10 на 13 из-за чердака–мансарды — дороже двух двухэтажных домов 10 на 13. Поневоле вспоминается старая русская пословица: закон, что дышло — куда повернешь, туда и вышло.
В прошлом году мы заплатили налог 1500 рублей, а в этом году 11 тысяч. Это при том, что по телевидению Президент России говорит, что инфляция в этом году составила не более13 процентов, а мы заплатили налог на 730 процентов больше, чем в прошлом году! Мы и наши соседи, которые тоже недовольны оценкой БТИ, поняли, что в БТИ доказывать что-либо бесполезно. Год назад наши другие соседи также натолкнулись на «глухую стену» в БТИ по этим же вопросам, пока не обратились в газету «Вечерний Ставрополь». И только лишь после вмешательства газеты была произведена переоценка домов обратившихся людей. Так, например: двухэтажный дом 10 на 12 с подвалом и хозпостройками по ул. Уфимской был оценен в 332000 рублей (газета «Вечерний Ставрополь» № 26 от 13.02.2008 г).
Что же нам делать — всей улицей написать куда-либо жалобу или подать в суд?
С. А. и Л. С. Волобуевы,
Т. Я. и С. Е. Алибековы,
Л. Е. и Г. А. Стешенко,
Е. А. Гаркушенко. (Письмо получено по электронной почте. — Л. Р.).