По скользкой дорожке к комфорту и самоуважению
Никита Пешков
В последнее время передвижение по многим улицам города стало непростым физическим испытанием. Особенно много препятствий ждало пешеходов в течение двух последних месяцев. Зима, засыпав город снегом, обнажила самые слабые и проблемные места. Такие, как, например, переходы возле строительных площадок. Их делают обычно с деревянными помостами, козырьками над головой и забором (так как чаще всего они примыкают прямо к дороге). Все это – для удобства, безопасности и комфорта людей. Когда смотришь на такие переходы, например, на Дзержинского, 156 (рядом с ул. Ломоносова), или на улице Мира, рядом с универмагом «Пеликан», слова о комфорте вызывают недобрую саркастическую ухмылку.
Если заходить со стороны высотки на Дзержинского, то сначала приходится обходить какую-то непонятную кучу. Вроде песок. Но внимание долго на ней не задерживается: дальше необходимо сконцентрироваться. Опасность на пути представляет практически все. С другой стороны металлического забора – строительные кучи, которые давят на забор с такой силой, что он прогибается в сторону пешеходной дорожки и идти приходится как-то странно выгнувшись, чтобы не удариться о деревянную балку, которая держит козырек, или не врезаться в отошедший лист железа. Но смотреть приходится в основном себе под ноги. Это не описание коридора после авиаудара. Это рассказ о том, что приходится преодолевать сотням пешеходов, которые вынуждены проходить возле стройки на улице Дзержинского.
Пол помоста таит в себе много опасностей. Это какое-то разнородное, сложное пространство с множеством выступов и трещин. Обходя одни, рискуешь попасть в другие. Возможно, я слукавил бы, не сказав, что его пытались отремонтировать. Но остается только удивляться количеству активно работающего мозга в голове того, кто додумался залатать дыры в помосте сомнительного сооружения мебельным полированным ДСП. В дождливую погоду, а уж тем более в снежную зиму, эти доски превращаются в смесь аттракционов: каток и «Сюрприз». Если попадешь сюда, не успев сориентироваться, заплатишь в лучшем случае испугом, а в худшем – переломом. Каблука или ноги – как повезет. В ветреную погоду стоит страшный гул и скрежет металла, а во время осадков козырек не спасает.
Снег, конечно, никто не убирал (как, собственно, и на многих улицах города этой зимой), а потому все это волшебство скрыто под слоем «фарша», месить который не проще, чем песок летом на пляже.
Трудности удваиваются, когда вам навстречу кто-то идет. О том, чтобы проехать на велосипеде, речи нет. Инвалидов на колясках в городе не существует, видимо, вообще. Если вам не хочется там идти и вы решаете пойти по другой стороне улицы, придется нарушать правила дорожного движения, потому что пешеходный переход здесь не предусмотрен, он расположен в пятидесяти метрах дальше, за мостками. Комфорт, достойная альтернатива тротуару, предоставленная компанией на время стройки? Вопрос риторический.
Но почему мы готовы смириться с таким положением дел и можем ли мы что-то изменить? Отсутствие культуры, в том числе и культуры строительства, нас задавило или мы сами своим бездействием и смирением породили такое отношение к себе? Ведь безнаказанность развращает. Я решил попробовать разобраться с этим вопросом.
День первый. Раскаленный телефон
Ставлю эксперимент: попробовать найти правду в Архстройнадзоре. Меня волновали два вопроса. Во-первых, существуют ли вообще какие-то нормы обустройства пространства возле строительных площадок, а во-вторых, я хотел описать ответственным инстанциям ситуацию с надоевшей стройкой и попробовать добиться её изменения. Узнаю телефон в справочной, звоню, начинаю говорить. Оказывается, что попадаю в Архстройзаказ. Интересно, а эти организации располагаются в разных зданиях? И чем отличается их функционал?
Начинаю описывать проблему, но меня тут же отправляют в другое ведомство и без запинки диктуют другой номер.
Звоню, говорю, получаю ответ - «не наше ведомство», новый номер, звоню, говорю - «вам не к нам», новый номер и далее в том же духе. Я даже не подозревал, что у нас так много ведомств, содержащих в своем названии морфемы «строй» и «архи». Надзоры, министерства, комитеты. В среднем в моих руках оказалось около десяти номеров. Иногда отсылали по тем номерам, где мне отказали в помощи ранее. Немного дольше обычного мне удалось поговорить с мужчиной одного из ведомств. Он объяснил, что подобные нормы, конечно, есть. Касательно каждого объекта они прописаны в документе, называемом «Проект организации строительных работ», где предусмотрено и оговорено все, вплоть до мест установки прожекторов. Но конкретных норм, касающихся передвижения пешеходов мимо стройки, он мне так и не назвал. Непонятно также, насколько они расплывчаты. Игру «трактуй норму так, как тебе удобно» мы знаем давно. Иногда в своих беседах я представлялся просто гражданином, а иногда корреспондентом. Один раз это закончилось тем, что со мной отказались говорить и бросили трубку. При повторных звонках её, конечно, никто уже не поднимал: «Никого нет дома! А кто говорит?! Вам показалось!». Явно не самая адекватная и профессиональная реакция.
Перелом наступил примерно через час. Я дозвонился до какого-то высокого заместителя, обрадовался тому, что трубку не бросили, когда я представился, но собеседница меня поторопила, сказав, что ее ждут люди. Я кратко описал проблему и наконец получил неутешительный ответ. Чтобы официально можно было сделать так, чтобы люди комфортно передвигались, нужно подать письменный запрос, по которому будет приниматься решение в течение месяца. И это только решение по запросу. Не факт, что что-то выгорит…
Тут все понятно. Не один час времени, тонну нервов и денег за телефон я потратил только для того, чтобы узнать – решению проблемы суждено погрязнуть в волоките. Обычные люди, у которых есть свои обязанности и жизненные планы, не готовы пойти на подобные траты нервов и сил. Тут легче пройти по небезопасной дорожке, оскорбиться, выругаться под нос и забыть до следующего перехода, лужи, грязи, сосульки над головой.
Всяческие официальные лица, похоже, и пальцем не пошевелят, даже если раскроются врата ада и повылезает всякая нечисть. Вот напишет кто-нибудь «бумагу - официальный запрос»...
То, что людям трудно, опасно и просто неприятно ходить по таким переходам, не проблема, пока нет письменного заявления. Да и что будет от того, что кого-то одного «накажут, пригрозят и обяжут»?! Это не изменит ситуацию в целом. Ситуацию, при которой строителю смирение первых (простых граждан) и «бумажная» зацикленность вторых (официальные инстанции) позволяет даже не столько сэкономить, а просто «забить гвоздь» на «мелочи» типа организации цивильной и безопасной (подчеркиваю – именно цивильной и безопасной, а не какой-либо вообще) возможности передвигаться. Просто потенциальные покупатели квартир вряд ли ходят пешком в районе стройки, а потому выгоды от заботы о других почти нет. Хотя есть строительные фирмы, строго следящие за такими «мелочами» не из-за страха перед проверками, а потому, что забор стройки долгое время является лицом строительной компании и демонстрация уважительного отношения к гражданам, а значит, к потенциальным клиентам, – это показатель самоуважения. Не говоря уже о том, что именно такие мелочи лучше всякой рекламы приведут к увеличению прибыли. Но эту выгоду видят не все. И страха наказания за подобное легкомыслие тоже нет и не будет, пока система не станет настолько гибкой и упрощенной, чтобы оперативно (а не в течение одного снежного зимнего месяца из двух на рассмотрение бумажки) реагировать на требования соблюдения комфорта и элементарных прав граждан.
День второй. Зайдем с другой стороны
Не найдя возможности добиться решения проблемы через официальные инстанции, я решил зайти с другого конца. Я пришел на стройку, нашел паспорт объекта и переписал с него данные. В том числе и телефон ответственного по стройке. Я набрал номер и…. Эротичный компьютерный голос мягко меня разочаровал: «Абонент в сети не зарегистрирован». По всей видимости, поддерживать актуальность заявленной в паспорте объекта информации тоже не считается нужным (впрочем, по данным паспорта, стройка должна была завершиться еще в конце 2009 года). Но зато хотя бы телефон строительной компании был указан настоящий.
Я набираю номер, уже готовый к еще полусотне звонков, спрашиваю ответственного по стройке, но молодой человек на том конце провода говорит, что и он может помочь. Я объясняю ситуацию, и он сразу говорит, что все будет приведено в порядок, как только поменяется погода. Причем возможно, что злополучные заборы вообще уберут. Телефонная одиссея завершилась, а я запутался, кто «хороший, а кто – плохой». Вот и все.
От добра - добра…
Можно, конечно, сказать, что все это мелочи и тратить столько сил на их решение – неразумно. Соглашусь только со второй половиной. Тратить столько сил – неразумно. Решение подобных вопросов должно быть упрощено. Я могу ничего не знать о нормах содержания территории возле строек, но я и не должен этого знать. Это обязанность соответствующих инстанций: знать об этом и требовать соблюдения. Мне, простому пешеходу, ходить по таким местам просто некомфортно и опасно. И это не мелочи. Из таких вещей складывается наша повседневность, и, я думаю, все хотят, чтобы она выглядела привлекательнее.
P.S. Разговор шел только об одной стройке, но подобных проблемных мест в городе много. Огромный котлован на улице 50 лет ВЛКСМ, где, по идее, строится спортивный комплекс. Мертвая стройка на месте бывшего кинотеатра «Экран» в самом центре города стала хорошей рекламной площадью и местом сбора маргиналов и любопытных детей. Такой же проблемный помост у стройки есть на улице Мира возле магазина «Пеликан». Котлован в 204-м квартале, огороженный заборчиком, обросшим торговыми ларьками. Перечислять можно много и долго. Эти проблемы не единичны, а систематичны, и биться с каждой по отдельности просто невозможно. Необходимо какое-то общее решение, но для этого горожане должны в голос заявить о проблеме, а не забыть о ней, отойдя на двести метров. Только так можно добиться и уважения к себе, да и самоуважения тоже.