Победить коммунального монстра
Никита Пешков«Мы не знаем, что это за три страшные буквы: ЖКХ. А должны»
Цены на коммунальные услуги постоянно растут, качество обслуживания по-прежнему плохое. Кажется, мы оставили надежду на лучшее. Но Дмитрий Маслюк и Егор Басович уверены, что все может быть иначе. Стоит только понять, что мы – покупатели, а не рабы тарифов и старых труб.
***
Пока мы в кафе разговаривали с Дмитрием Маслюком о том, почему он решил заняться не сильно интересующей молодежь проблемой, к нему постоянно подходили приятели, знакомые, друзья, партнеры, чтобы поздороваться, обсудить какие-то вопросы, решить проблемы. Он – «молодой и активный». Это разрекламированная «Селигерами» и «Машуками», но на деле немногочисленная категория людей, обычно являющихся бывшими пионерами или активистами молодежных движений, КВНщиками или волонтерами, а сейчас начинающими бизнесменами или политиками.
На краевом лагере студенческих активов «Лидеры Ставрополья» Дмитрий читал лекцию. Среди стандартных тренингов актерского мастерства и мотивационных курсов рассказ о том, как можно контролировать сферу ЖКХ, был сюрпризом. Многие так и не нашли эту тему для себя интересной, но те, кто заинтересовался, разобрали у Дмитрия все визитки.
— А это нужно молодым? – спрашиваю я, и на вопрос отвечает Егор Басович. Он специалист по пиару, а проблемой ЖКХ занимается вместе с Дмитрием. Егор тоже — молодой и активный.
— В этом-то и основная проблема. Сколько вам лет? – спрашивает он. Я отвечаю, что двадцать.
— А Дмитрию — 27, мне — тридцать. У нас две разные возрастные категории, — продолжает Егор. — После 25 лет у нас появляется больше ответственности. И мы сталкиваемся с одной очень серьезной проблемой. Я только что женился, поэтому у меня она возникла недавно: совершенно не знаю, кому и за что я плачу, и что мне за это дают, кроме того, что батареи у меня «начинают работать» с 15 октября и иногда горит лампочка в подъезде, меняю которую я сам. Мы не знаем, что это за три страшные буквы: ЖКХ. А должны.
***
Дмитрий Маслюк возглавляет Ставропольское региональное отделение федерального молодежного проекта «Все дома». Cпрашиваю у Дмитрия, в чем же суть проекта.
— Проект работает в трех направлениях, — рассказывает Дмитрий. – Первое — это тот самый общественный контроль жилищно-коммунальной сферы, второе – повышение энергоэффективности, и третье – обучение молодежи для работы в сфере ЖКХ.
— Возможно ли говорить об общественном контроле ЖКХ?
— ЖКХ — это такая сложная сфера, она неконкурентная. У нас есть только один «Водоканал», только одна «Теплосеть», только одна «Горэлектросеть», только один «Горгаз». Мы выбрать не можем. Разве что между холодом и теплом в доме. Соответственно, мы имеем коммунальных монстров, против которых один человек сделать ничего не может. Чтобы противостоять ему, покупатель сам должен быть монстром. Для этого нужно объединиться и выступать единым фронтом.
— И дорого нам обходится монополия?
— На что конкретно увеличили тарифы или что конкретно не стоит тех денег, я, как потребитель, не могу знать, — дополняет Дмитрий. — Потому что монополист выставляет счет как факт.
— Задача общественного контроля – узнать, за что этот счет?
— Да. Сделать это, с одной стороны, просто, с другой – сложно. Можем отправить письмо в «Водоканал» и попросить написать формулу стоимости одного кубического метра воды, — Дмитрий саркастически улыбается. — Поверьте, вы в этой формуле ничего не поймете. Она просто безумна. И чем монополист «монополистее», тем она будет сложнее. Только если монополисты будут видеть силу за обществом, счета будут становиться прозрачнее.
— Как показать им эту силу? Её же сейчас нет.
— Нет. По крайней мере, у нас в регионе. Те ребята, которые начали заниматься проектом «Все дома» в других регионах, достигли определенных успехов. Вот где-то в Средней полосе, в Липецкой области, вроде они изменили формулу стоимости воды. Приглашенные эксперты вычленили непроизводственные затраты: они убрали роскошные автомобили, необоснованные премии, затраты на неэффективное управление, и тариф стал меньше. Он стал прозрачным – люди понимают, за что они платят. Это большая победа.
— А что с другими задачами проекта?
— Мы поговорили про функцию контроля, еще осталось две: обучение молодежи и энергоэффективность, — продолжает Дмитрий. — В стране не хватает электроэнергии. Потребляем мы все больше, а производим все меньше. Если мы говорим о какой-то модернизации старого производства или открытии нового, то на это нужна электроэнергия. И мы должны научиться ее экономить. Соответственно, одна из задач нашего проекта – введение энергоэффективных технологий в управление многоквартирными жилыми домами. Именно этому будет посвящен целый месяц нашей работы, скорее всего, ноябрь. Мы планируем провести месячник энергоэффективности. Для начала мы оснастим хотя бы один дом максимальным комплектом энергоэффективного оборудования. Это диодные лампочки, энергосберегающие лампочки, световые датчики, счетчики нового поколения. То есть тем, что с первого взгляда кажется очень дорогим…
— И пугает нас, закостенелых, — добавляет Егор.
— Да. Тем, что мы должны сегодня заплатить за то, что будет выгодно нам завтра. Но окупаемость этого проекта в стандартном доме около восьми месяцев.
— И что в итоге?
— Мы хотим, чтобы любой житель города, заинтересовавшийся этой проблемой, услышавший о ней, мог без посредников узнать, насколько это эффективно, — объясняет Егор. — Возможно, мы будем ежемесячно выкладывать информацию в интернете. Реальная динамика будет налицо. Нам не надо будет ничего доказывать. Просто показать платежки.
***
За то время, пока мы беседовали, слова «закостенелость» или «лень» упоминались неоднократно. Я спрашиваю у Дмитрия и Егора, действительно ли это проблема?
— Закостенелость — это великая вещь. Но за всех говорить не будем, ведь многие рвутся уйти от этого. Например, дом, в котором живут мои родители, — вспоминает Егор. — Улица Пригородная, район Ташлы. Сейчас старшая дома и компания привели дом в такое состояние, что, когда я прихожу туда, думаю, что не прожил там все детство. Пластиковые окна, в подъезде чисто, везде лампочки, которые загораются, когда мимо них проходишь, сухие подвалы, заменены стояки. Для этого нужен был один человек, который поднял всех и показал, что есть альтернативные варианты развития. Естественно, все это происходило со скрипом вначале. Но теперь на каждом этаже в доме стоят цветы. Просто приятно заходить в подъезд. А цветы стоят, и от холода не вянут: окна нормальные.
— Это один взгляд на картинку, — продолжает Дмитрий. — А есть другой. В масштабах страны. Порядка сорока процентов коммунальной инфраструктуры уже умерло. И продолжает умирать с каждым годом примерно на два процента. То есть это уже агония. Если, скажем, из тысячи километров водопровода в Ставрополе умерло четыреста, то эти сорок процентов воды, которая просто ушла в землю, оплачиваете вы. Выход из этого, к сожалению, наше государство не предлагает. А если предлагает, то это варианты запутанные, и никто ими не пользуется.
— Приходится предлагать решение самим?
— Да, так как нам в этой стране еще жить. Нам и нашим детям. В этих же домах, потому что строительство не успевает за потребностями. Сейчас порядка сорока процентов котельных работают на угле. Как в старых фильмах. «Броненосец «Потемкин», 1918 год, где кочегар закидывает в печку уголь. Но чтобы начать греть воду с помощью электричества, отказавшись от дорогого и неэффективного угля, нам нужно эту энергию где-то сэкономить. Получается замкнутый круг.
— И тут третья задача?
— Это обучение. Будь то старший дома, или мастер в управляющей компании, или специалист в администрации города, или просто любой квартиросъемщик, который платит каждый месяц за коммуналку, – он должен понимать весь комплекс проблем и вяидеть их решение. Тогда он чуть легче расстанется с тысячей рублей, чтобы поменять дома лампочки. Он будет понимать, во что он вкладывает. Это – государственная задача, совпадающая с нашей личной.
Фото Александры БОБРЫШОВОЙ.
Справка «ВС».
Федеральный проект «Все дома» работает при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». В новостях на официальном сайте отчеты с различных акций по всей стране. Окажутся ли методы проекта полезными или же такой подход станет только методом саморекламы, покажет время.
Ставропольское отделение уже провело несколько мероприятий.
«Осторожно, Ямы!»
Участники постарались привлечь внимание к проблеме плохих дорог. Они проинспектировали несколько участков и обвели красками насыщенно оранжевого и зеленого цветов все ямы, выбоины и раздробленные в гальку участки дорог. После этого активисты собрали около 120 подписей жильцов домов, находящихся рядом, и направили в администрацию города письмо с убедительной просьбой установить при въездах на данные участки дорог предупреждающий знак «Неровная дорога», восстановить на них покрытие.
Встреча с помощником главы администрации Ставрополя
2 ноября «Все дома» встречались с помощником главы администрации Ставрополя Александром Крюковым. Участники представили проект, недавно открывшееся региональное отделение, рассказали о своей работе и провели небольшой экскурс по уже проведенным мероприятиям и акциям.
«Квитанция в конверте»
В 18 регионах России прошла акция «Квитанция в конверте». Цель: напомнить, что управляющие компании обязаны рассылать платежные квитанции в запечатанных конвертах. Несмотря на явно небольшую значимость проблемы, акция прошла с размахом и эпатажем. Например, в Туле и Владимире активисты пришли в офисы управляющих компаний, надев купальники и плавки. На активистах красовались лозунги «Я голая квитанция, все обо мне всё знают» или «Федеральный закон № 152». В Ставрополе ограничились вручением обращения от жильцов на имя генерального директора «Ставропольского городского расчетного центра», это организация не высылает квитанции в конвертах.
«Текут трубы? Тогда мы идем к вам»
Под руководством активистов проекта была решена проблема утечки горячей воды в подвале одного из многоквартирных домов Ставрополя. Из-за износа труб и вспомогательных элементов произошел разрыв и подтопление подвального помещения дома по улице Серова. Старший дома пытался решить вопрос с ремонтом труб, но обращение в управляющую организацию не принесло результата. Просьба о помощи поступила в штаб отделения «Все дома». Лишь после второго напоминания активистов о необходимости восстановить водоснабжение произошел сдвиг: управляющая компания направила ремонтную бригаду.