Почему люди готовы платить за то, чтобы их пугали?
Не так давно в прокат вышел фильм «Кошмар на улице Вязов», являющийся римейком одноименной картины 1984 года. При бюджете в 35 миллионов долларов его суммарные сборы в прокате (в том числе и международном) составили более 73 миллионов долларов. Из них более двух с половиной миллионов – сборы в России и странах СНГ. До этого довольно много шума наделали римейки других ужастиков – «Пятница, 13-е» и «Человек-волк». Ещё больше фильмов ужасов, минуя экраны кинотеатров, выходят сразу на DVD и попадают на телевидение. Существует невероятное количество ужастиков всех мастей – от блокбастеров с компьютерными спецэффектами до низкобюджетных самоделок, снятых чуть ли не на любительскую видеокамеру. Как известно, спрос рождает предложение. Почему же фильмы ужасов так популярны у нас?
В Советском Союзе ленты данного жанра практически не попадали на широкий экран. Одними из немногих (по крайней мере, известных мне) исключений стали: японская «Легенда о динозавре», польская «Волчица» и советский «Вий». «Легенда о динозавре», как ни странно, в СССР приобрела статус едва ли не культовой картины (фильм посмотрели более 48 миллионов человек). Легендарный «Вий» вышел местами жутковатым, но в целом забавным. «Волчица» же даже на меня, пересмотревшего множество ужастиков, произвела впечатление.
А что же сегодня, когда любой фильм можно купить на DVD, взять в прокате или скачать в интернете, а сами ужастики выпали из разряда дефицита? Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации»... Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов)».
Однако сейчас интерес к фильмам ужасов, несмотря и на их обилие, и на освещение кошмарных реалий жизни некоторыми СМИ, не угасает, скорее, наоборот – он только растёт. Исследования социологов показали, что средний возраст аудитории, предпочитающей фильмы ужасов, - 16 - 30 лет, причём мужчин и женщин примерно поровну.
Проведя небольшой опрос среди ставропольцев, я пришёл к выводу, что людей, смотрящих фильмы ужасов, можно разделить на несколько групп. Так, можно выделить тех, кто смотрит ужастики наряду с качественными фильмами других жанров, для разнообразия, а также людей целенаправленно смотрящих фильмы данного жанра (это в основном любители острых, напряжённых сюжетов, которые отдают предпочтение ужастикам высокого качества). Эти две категории зрителей смотрят фильмы ужасов с целью пощекотать себе нервы, для развлечения, руководствуясь каким-то подсознательным интересом. Именно поэтому предпочитают качественный кинопродукт. Провокационные картины с высоким уровнем жестокости они, как правило, игнорируют. Третья группа – это своего рода кинокритики, специализирующиеся исключительно на фильмах ужасов. Они являются фанатами жанра, хорошо ориентируются в его направлениях, не оставляют без внимания картины с низким бюджетом. Фильмы они оценивают не по впечатлениям, полученным от просмотра, а по атмосферности, подаче приёмов, присущих жанру, и прочим компонентам.
О причинах популярности фильмов ужасов я беседовал с психологом Ольгой Климовой и социологом Алексеем Смолиным. «Ранее были известны два наиболее популярных объяснения востребованности ужастиков, - пояснила Ольга Александровна. - Первое гласит, что во время просмотра зритель на самом деле не пугается, а лишь испытывает чувство приятного возбуждения. Другое - что два часа страха необходимы для того, чтобы в конце фильма, вне зависимости от того, чем заканчивается описываемая в нем история, зритель испытал эйфорию, освободившись от ужасного зрелища и кошмарных звуков. Авторы новой теории считают, что обе версии неверны. По их мнению, люди, любящие смотреть фильмы ужасов, счастливы от того, что ощущают себя несчастными. Им просто нравится пугаться, причем наиболее страшные моменты фильма доставляют им наибольшее наслаждение. По мнению исследователей, люди, которые любят ужастики, психологически отличаются от тех, кто подобные фильмы не любит. Лично я не согласна ни с одной из этих теорий. Всё обстоит проще. В людях живёт подсознательная потребность бояться – пережиток тех далёких времён, когда жизнь была намного опаснее. Тогда было необходимо «уметь» бояться - чтобы выжить, вовремя среагировать на угрозу, для того чтобы убежать или вступить в бой. Древние люди веками жили среди множества опасностей, ощущение угрозы засело у них буквально в подсознании, что и передалось нам через многие поколения. Теперь жизнь стала намного безопаснее по сравнению с древними временами, и потребность бояться из необходимости, без отсутствия постоянной стимуляции, вылилась в подсознательное желание испугаться, которое хоть раз в жизни, но посещало каждого человека. Некоторые люди вместо фильмов ужасов устраивают гонки на автомобилях, рискуя жизнью, плавают с акулами и занимаются экстремальными видами спорта. Почувствовав угрозу жизни, реальную или вымышленную, как в случае с ужастиками, люди ощущают себя живыми. Кроме того, фильмы данного жанра служат своего рода сдерживателями агрессии, удовлетворяя подсознательную тягу к насилию, в разной степени свойственную всем людям».
Алексей Смолин высказал другую точку зрения по данному вопросу: «Фильмы ужасов часто не просто «пугалки» - в них отражаются подспудные, завуалированные страхи современников перед войной, голодом, тайными обществами, преступниками, эпидемиями, инопланетянами, революциями. Лучший способ справиться со страхом – взглянуть ему в глаза, поэтому фильмы ужасов и смотрят. Обратите внимание, что большинство фильмов ужасов заканчиваются хорошо, пусть и ценой жертв, но главные герои побеждают, а это вселяет в зрителя уверенность в своих силах».
Специалисты также опровергают сложившееся мнение о том, что ужастики любят в основном люди с нездоровой психикой. Оказывается, для патологических личностей кинокошмары не особо привлекательны, поскольку в них слишком мал уровень насилия, да и выглядят сцены жестокости не всегда правдоподобно. Кроме того, при просмотре фильма всё-таки срабатывает подсознательная уверенность, что происходящее на экране – это не по-настоящему. Исследователи приводят пример: более 90% людей спокойно реагируют на насилие в кино, но подобные сцены в реальности - жестокие драки, вид крови, ран - приводят их в ужас.
Садисты и психопаты для удовлетворения своего интереса предпочитают использовать интернет. К сожалению, там довольно часто встречаются ссылки на видеоролики, содержащие издевательства над животными и людьми и даже жестокие убийства. Любой из таких «реальных» ужастиков может легко разрушить даже самую устойчивую психику. Самое кошмарное то, что на такие материалы нет дефицита, найти их несложно. Значит, есть спрос. Меры борьбы с распространением подобной продукции практически не применяются, хотя выявить авторов таких «шедевров» сегодня не так и сложно. Правда, это тема для другого материала...
Человеку свойственно бояться. А еще — приятно осознавать, что я сам могу «регулировать» уровень страха: убрал звук в телевизоре, и Фредди Крюгер переходит в разряд комических героев - «открывает рыбка рот, а не слышно, что поёт». Нажал на другую кнопку — и нет вампиров. Значит, и бояться нечего.
Олег КАСАТОНОВ.