Почему нельзя казнить в России
Станислав МаслаковОтветить на этот вопрос можно на одном выдохе. Потому что наше правосудие настолько некачественно и коррумпированно, что слишком велик риск казнить невиновного. Потому что по делу Чикатило нескольких арестовали, а одного расстреляли, пока поймали настоящего маньяка. Но есть и более глубинные причины.
Вернёмся к корням. Что такое смертная казнь? Это высшая мера наказания. Фактически это делегированная государству месть преступнику. В самые дикие времена работал принцип талиона: «око за око, зуб за зуб». С развитием цивилизации право наказывать и мстить оставило за собой государство.
Западное общество рассматривает человека в категориях закона. Закон — это правила игры в жизнь. Всё, что не запрещено, — разрешено; всё, что незаконно, — аморально по определению. Тот, кто закон нарушает, получает соответствующее наказание. В том или ином виде оно сводится к отлучению от общества. Мол, ты плохой, и мы с тобой больше не играем три с половиной года усиленного режима. В давние времена формы наказания были разнообразны и так или иначе должны были соответствовать преступлению. Вор — руку отрубили, нечистый на руку делец — имущество отобрали, цареубийца — ничего не поделаешь, четвертование. В современности всё свелось в одно лишение свободы на определённый срок. Общество обвиняет преступника временно прокажённым (ну или психбольным) и изолирует его от себя. Шансы на исправление минимальны, но сам факт отлучения от социальной игры должен, по идее, быть достаточным наказанием и стимулом к тому, чтобы больше не грешить. На деле, разумеется, всё не так гладко. Преступный мир во всех странах сформировал своё антиобщество, живущее по своим законам, и, единожды туда попав, редко кто решается вернуться в нормальное состояние.
Ну а как со смертной казнью? В большинстве западных стран её и вовсе отменили, заменив на долгие сроки тюрьмы. А там, где она осталась, всё делается максимально быстро и незаметно. Даже гуманно. Последнее слово, последняя сигарета, выбор аромата газа, которым травят приговорённого. И всё при минимуме свидетелей. Общество само будто стесняется своей жестокости и лицемерно её прикрывает ложным гуманизмом.
На Востоке всё иначе. Там правит не закон, а мораль. И наказание преступника — это не столько для него, сколько в назидание остальным. Отсюда и сохранившееся с древности разнообразие способов пыток и казни. И куда большая, чем на Западе, жестокость. Да и повод к высшей мере — не столько тяжесть преступления, сколько его несоответствие принятой в данном обществе морали. Перебил два десятка неверных — и молодец. В лучшем случае «а-та-та» скажут, погорячился. Но если, не дай Всевышний, супружеская измена — побьют камнями. В Иране до сих пор вешают гомосексуалистов за сам факт их запретной любви (у нас даже в самые суровые времена за это полагалось 5 лет общего режима), а в Саудовской Аравии могут отрубить голову за «связь с джиннами» и оппозиционные взгляды. Причём делают это на площадях, при большом скоплении народа, превращая казнь в образцово-показательный ритуал. Даже в Китае нравы куда как более суровы, нежели у нас. Проворовался чиновник — расстрел! И родственники компенсируют стоимость пули.
Россия, как всегда, застряла между этими полюсами. Мы — это альтернативный Запад, который часто перенимает черты Востока. Причём, как правило, неудачно. У нас восточная иерархичность наталкивается на попытки внедрения западного гуманизма. В итоге по-восточному всесильные чиновники по-западному легко наказываются. И всё это в условиях, когда ни закон, ни мораль по-настоящему обществом не управляют. Если ввести в России, какая она сейчас есть, смертную казнь, то в итоге условным сынкам условных чиновников всё будет сходить с рук, а за их преступления ответят те, за кого некому заступиться. У нас ведь сильны традиции «стимулировать» людей к даче нужных показаний. Но дело даже не только в высокой вероятности казнить невиновного. В нынешнем состоянии нашего общества даже справедливое наказание не несёт своих функций. Менее преступным и коррумпированным оно не станет — уже 20 лет, как криминальная антисистема и нормальное, созидающее общество у нас поменялись местами. Никакое ужесточение не остановит преступника, потому что он находится в «своей» среде, где закон — это дурилка для лохов, а все всё решают «по понятиям». Никакого назидания остальным тоже не выйдет.
Как изменить ситуацию? Во-первых, признать, что ни восточные, ни западные нормы в чистом виде у нас не приживутся. Мы испокон веков вбираем и то и другое, только надо поменять полярность и сочетать не худшие, а лучшие черты этих систем. К примеру, ввести дифференцированное наказание (ужасная несправедливость с точки зрения универсальных западных законов). Если кражу совершил несчастный пенсионер — отделаться минимальной карой, а если генерал — высшая мера. Дал простой водила взятку гаишнику — сурово отругать и вывернуть десятикратный штраф. А тому самому гаишнику — лет 15 с конфискацией. И так ко всем, кто при власти и при исполнении. Миром правят, как известно, страх и совесть, и чем больше одного, тем меньше другого. Никакой совести, разумеется, у наших чиновников нет. Пусть живут в страхе. Да, тебе многое дано, ты почти всесилен. Но поймают на малейшем злоупотреблении — китайский тебе привет. И пусть родственники компенсируют стоимость пули и услуги палача. А до тех пор лучше не казнить никого вовсе.