Почку удалили без разреза

Лариса Денежная

Почку удалили без разреза
В Ставропольском краевом клиническом диагностическом центре проведена первая в крае операция по удалению почки лапароскопическим методом.
Выполнил ее заведующий хирургическим отделением СККДЦ Евгений Болгов. Месяц назад, как мы сообщали, доктор провел первое эндоскопическое вмешательство на почке по поводу добавочного сосуда. На этот раз была полностью удалена правая почка вместе с жировой капсулой и мочеточником.
58-летняя жительница хутора Верхнерусского С. попала в диагностический центр с многолетней историей болезни. Женщина страдала пиелонефритом. В последние годы обострение заболевания случалось часто. Приступы были мучительны. Приходилось вызывать «скорую», чтобы снять боль. С. рассказывала, что в последнее время таблетки пила горстями. Лекарства помогали на какое-то время, потом приступы повторялись… Когда в диагностическом центре сделали УЗИ, стало ясно: правая почка не работает.
Спасать ее уже бесполезно. Почка сморщилась, уменьшившись в размерах практически в два раза. В таком состоянии она представляла собой мину замедленного действия, будучи резервуаром инфекции и вызывая интоксикацию организма. Врач-уролог поставил перед фактом: нужно принимать кардинальное решение.
- В Ставрополе таких больных оперируют открытым способом, - рассказывает Евгений Болгов. - Это серьезная операция, при которой делается большой разрез – до 30 сантиметров, фактически через весь живот. Почка находится в забрюшинном пространстве, поэтому, чтобы к ней подобраться, нужно приличное «операционное поле». После вмешательства больные находятся еще две недели в больнице. Нужно сказать, что послеоперационный период сам по себе – тяжелое испытание для больного. 
Особенность лапароскопической операции в том, что она выполняется через небольшие проколы – от 0,5 до 1 см - в передней брюшной стенке. Через них вводятся инструменты и эндоскопическое оборудование. Последнее выдает картинку состояния внутренних органов и всех манипуляций, которые проводит хирург, на экран монитора. При лапароскопическом вмешательстве меньше травмируются ткани, быстрее наступает выздоровление. 
Во время операции, как рассказал доктор, применялся и новый аппарат - «ЛигаШу». Это дорогостоящее оборудование. Аппарат пересекает сосуды и «сваривает» ткани, подбирая в автоматическом режиме время обработки. Это помогает убыстрить ход операции, уменьшает риск кровопотери и послеоперационных осложнений.
Нужно сказать, что эндохирургия - относительно молодое направление современной урологии. А лапароскопические операции на почке считаются вмешательствами повышенной сложности. Удален сам доступ к органу. Попасть в так называемые ворота почки, ориентируясь лишь по картинке монитора, но при этом зная как свои пять пальцев внутрибрюшной «маршрут», может только опытный хирург, имеющий эндохирургические навыки.
 Евгений Николаевич стал осваивать лапароскопические операции еще пять лет назад, работая в четвертой горбольнице Ставрополя. Как признался доктор, обучаться тогда приходилось за свой счет. Ездил на семинары в Москву и Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Краснодар.  
- Наши соседи - на шаг впереди нас по эндохирургии в урологии, - рассказывал 
Е. Болгов. – Нынешний руководитель Кубанского уронефрологического центра, главный уролог Краснодарского края профессор Владимир Леонидович Медведев – признанный мэтр России в технике проведения лапароскопических операций в сфере урологии. Езжу к нему, перенимаю опыт, постоянно поддерживаю связь. Дважды Владимир Леонидович приезжал к нам в Ставрополь, проводил операции, а я ему ассистировал. Потом стал самостоятельно осваивать новый метод, начал с небольших вмешательств (по поводу варикоцеле и пр.). Шел по ступеням, шаг за шагом усложняя операции. 
Рассказывая о лапароскопической нефрэктомии (так называется вмешательство по удалению почки), Евгений Болгов не удержался: 
- Это была красивая операция! Как в учебнике. Все шло гладко, этап за этапом, как учили… Больная сразу пошла на поправку. В день операции уже вставала.
 Операция длилась четыре с половиной часа – дольше, чем при традиционном вмешательстве. Но лапароскопическая нефрэктомия и технически сложнее рутинного метода. Доктор уверен, что дело – в практике:
- Это была первая операция. Но я уверен: лет через десять наши молодые доктора, ныне студенты и ординаторы медакадемии, будут проводить именно эндоскопические операции с минимальным повреждением тканей, минимальной агрессией для больного и коротким реабилитационным периодом. Несомненный плюс – и высокий косметический эффект (для женщин это немаловажно). За этим перспективным методом - будущее.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление