Почувствуйте разницу! Качество капитального ремонта напрямую зависит от способа управления многоквартирным домом
Содержание широко известного среди населения ФЗ № 185 не сводится к ремонту. Куда важнее, по мнению законодателей, сформировать правовую культуру, активность и ответственность собственников за состояние жилого фонда. Об этих и других проблемах шла речь на заседании администрации города Ставрополя.
Двенадцать
Основной докладчик по данному вопросу - начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Виктор Вакула – Америк не открыл.
Жилой фонд города требует масштабного капитального ремонта. В особенности это относится к домам, которые построены в середине прошлого века. Их количество в Ставрополе составляет 30% от общего числа многоквартирных домов. Еще в краевом центре необходимо заменить более 240 лифтов из 907.
За счет средств бюджета города и собственников помещений оплатить такие объемы работ невозможно. Только участие муниципального образования в федеральных программах позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Ставрополь принимает участие в реализации 185-го Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с конца 2007 года.
Общий объем средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов города Ставрополя по трем заявкам этой Программы, составил 1 млрд 22 млн 200 тыс. рублей. За счет них было отремонтировано более трехсот домов, заменено 160 лифтов.
Сегодня известны и лимиты финансирования по четвертой заявке - 66 млн рублей. В нее включено 12 многоквартирных домов, которые в прошлом году в связи с сокращением финансирования были вычеркнуты из списка.
Выделенные на 2010 год средства в разы меньше финансирования предыдущих лет. Это просто жалкие крохи, при том что в муниципальном бюджете на софинансирование Программы заложена сумма, которая позволила бы привлечь из Фонда 838 млн рублей.
Ситуация осложняется тем, что, по свидетельству главы администрации Ленинского района Андрея Джатдоева, «резко обозначилась активность населения». Сегодня только по этому району подано 376 заявок. Люди ждут, надеются, и неизбежное при таком раскладе разочарование может вызвать недовольство.
Комментируя сложившуюся ситуацию, глава города Николай Пальцев связал ее с тем, что другие города Ставропольского края тоже «вошли во вкус» ФЗ № 185. Если в 2008 году в указанной федеральной Программе участвовало только три муниципальных образования (Ставрополь, Ессентуки и Пятигорск), то на 2010 год подали свои заявки уже 16 городов региона. Элементарный принцип справедливости требует от ставропольцев умерить аппетиты…
Кто в доме хозяин?
Другая проблема - качество проводимого ремонта.
При реализации первых двух заявок отбор подрядных организаций для проведения ремонта в домах, находящихся в управлении ТСЖ и ЖСК, проводился на собрании собственников, без привлечения представителей муниципальной власти. Следствием этого, отметил Виктор Вакула, стали многочисленные проблемы по качеству и срокам освоения средств.
Набив шишки (хотя и не по своей вине), администрация города Ставрополя инициировала проведение комиссионного отбора подрядчиков. В состав комиссии вошли представители мэрии, управляющей организации, собственников помещений, депутаты Ставропольской городской Думы, МУП «Стройинвест». Эта же комиссия стала участвовать и в приемке работ. По ее требованию подрядчик устраняет все выявленные замечания.
Однако, по словам главы города Николая Пальцева, выстроенный механизм контроля все так же «бьет по хвостам». Куда важнее упредить халтуру.
Как, каким образом? Вопрос не риторический, а поистине системообразующий!
По мнению докладчика, качество капитального ремонта напрямую зависит от того, кто управляет домом – муниципальное предприятие, управляющая компания или ТСЖ. Более ответственное отношение демонстрируют МУПы, так как у них есть в штате грамотные специалисты. Председателю ТСЖ разбираться в вопросах ремонта сложнее.
Между тем, по словам вице-мэра Игоря Бестужего, проведенная осенью 2009 года независимая оценка ремонта выявила прямо противоположную тенденцию. Наилучшее качество продемонстрировали как раз те дома, которыми управляют ТСЖ. Наихудшее - МУПы.
Собственно, это и подтверждает правоту выбранного направления реформирования ЖКХ: воспитать из пассивных потребителей услуг активных, грамотных и ответственных за состояние дома жителей. Подтолкнуть к этому чудесному перерождению наследников советской ментальности должно в том числе требование самого ФЗ № 185: сократить количество муниципальных предприятий в сфере ЖКХ до минимума.
Правда, здесь во весь голос заявляет о себе уже другая проблема. Управляющие компании тоже не панацея. Жалобы на их работу не уменьшаются. Поэтому на данном этапе, по словам главы города, необходимо выстроить систему взаимодействия и контроля за их деятельностью. В районах такой опыт уже есть. Например, в том же Ленинском районе по результатам постоянного мониторинга деятельности УК и жалоб от населения разработан некий «План преобразования управления домами».
- Прозрев и поняв степень своей личной ответственности за состояние дома, сами жильцы инициируют вопросы смены нерадивой управляющей компании либо даже выбора иной формы управления, - подчеркнул Андрей Джатдоев. - Только в прошлом году в районе такие решения были приняты по 20 домам.
Виктория Байгулова.