Почём ваши дети?
Станислав МаслаковВ Пятигорске прошла пресс-конференция участников нашумевшего Всероссийского съезда родителей, призванного остановить внедрение в России ювенальной юстиции.
Почему это плохо?
Два года назад «Вечерний Ставрополь» уже поднимал тему ювенальной юстиции. Тогда она воспринималась как хороший повод для дискуссии. С одной стороны, ювенальная юстиция плоха не только в конкретных проявлениях беспредела органов опеки и попечительства по отношению к семьям, но и вообще – как принцип. Выделяется некая социальная группа и для неё создаётся отдельная юриспруденция. То есть происходит дробление правового поля и самого общества. И неважно, какие группы выделяются и по какому признаку – возрастному, должностному, сексуальной ориентации или места проживания. Если закон не универсален и не един для всех, то это не просто плохой закон, а мина замедленного действия. Плюс на практике внедрение ювенальных технологий, даже на Западе дающее сомнительные результаты, в российских реалиях гарантирует создание новой коррумпированной сверху донизу структуры, фактическим смыслом существования которой будет добивание института семьи как такового.
Журналист, который был вынужден отстаивать обратную точку зрения, говорил, что ювенальная юстиция – палка о двух концах, и наряду с опасностями несёт и надежду на то, что дети в России станут защищёнными, а их счастливая жизнь более вероятной.
Прошедшие два года показали, что ситуация развивается по худшему сценарию. Продвигаемые в Думе законы наделяют контролирующие органы чрезвычайными полномочиями и предполагают, что изъять ребёнка из семьи можно без суда просто по подозрению, что что-то не так, а вот вернуть его родители смогут только через суд. Вкупе с дегенеративным законом об образовании, обрекающим новые поколения на деградацию, чудовищным подорожанием услуг ЖКХ, которое делает бедными (что уже само по себе может быть поводом к изъятию) большинство семей в стране, эти инициативы были восприняты как попытка контрольного выстрела власть имущих по собственной стране и вызвали волну сопротивления.
Что делать?
Против «ювеналки» выступили многие – и разного рода родительские организации, и религиозные движения, и политические партии. В большинстве своём их протест был разрозненным, невнятным, а многие из организаций дискредитированы сомнительными акциями.
Наибольшую последовательность и активность в этом вопросе проявило движение «Суть времени», возглавляемое политологом Сергеем Кургиняном. Активисты движения организовали беспрецедентный сбор подписей против ювенальной юстиции (сегодня их более двухсот тысяч, то есть вдвое больше, чем требуется для того, чтобы Дума была обязана рассмотреть народную инициативу). Помимо этого они выпустили огромное количество листовок, газету и ряд социальных роликов, провели множество пикетов и несколько митингов.
Но этого оказалось недостаточно, и «Суть времени» решила выступить своеобразным аттрактором для всего антиювенального протеста. История умалчивает, каким образом им удалось организовать Всероссийский родительский съезд в Колонном зале Дома союзов (для справки – даже КПРФ собирает свои съезды в Подмосковье). Ещё большей неожиданностью для многих стал визит президента Владимира Путина. Едва ли не впервые в своей карьере – на оппозиционное мероприятие, где его никто не ждал. Но это стало зримым свидетельством того, что Кургинян своей цели добился: сопротивление ювенальной юстиции не только приобрело всероссийский размах, но и получило поддержку на самом верху.
Всё только начинается
Красивые кадры из Колонного зала могут быть восприняты как счастливое завершение истории.
Мол, глас народа услышан, власть показала своё понимание, вопрос снят. Но на деле борьба за сохранение российских семей только начинается. Именно это хотели показать организаторы пресс-конференции в Пятигорске. Ведь вопрос не столько в том, чтобы помешать принятию нескольких вопиющих законов, а чтобы изменить обстановку в самом обществе. И ключевым моментом они видят восстановление полноценного института семьи. Такой, где всё на своих местах, где родители ответственны за счастье и развитие своих детей, а те, в свою очередь, уважают их и понимают, что помимо прав есть и обязанности. Где семья не обрекается на бедность и бесправие и не выглядит в глазах молодого человека как приговор и окончание «своей» жизни. Где школа даёт детям качественное, полноценное, бесплатное образование и помогает родителям в их воспитании, а не ставит палки в колёса.
Татьяна Лукашонок - сопредседатель «Родительского комитета СКФО» и участница съезда, сформулировала задачу предельно лаконично:
- Нам не нужна защита прав детей, нам нужна защита семьи и детства.
Разница здесь принципиальная. Но, увы, многие её не видят. Инициатор пресс-конференции Ольга Аветисян столкнулась с тем, что многие не осознают опасности ювенальной юстиции:
- Наши родители просто не верят, что у них могут забрать детей. Они говорят - ну, мы хорошие родители, у нас не заберут. Люди не понимают, что ЮЮ - это циничный, извращенный инструмент, и тем, кто этим инструментом орудует, не важно, какие вы родители. Даже лучше, если вы - родители хорошие. Значит, ваши дети - здоровые, не отстают в развитии, чистые и ухоженные. А им именно такие и нужны…
Помимо просветительской работы ставропольские активисты планируют следить за ситуацией в регионе.
- Мы будем отслеживать каждый случай чиновничьего произвола в семьях. Сейчас думаем над организацией «горячей линии» для семей, которые столкнулись с «ювеналкой». Будем мониторить ситуацию в школе.
Пока программа действий только формируется. Но в её успехе активисты уверены:
- С ювенальной юстицией в крае будет жесткая борьба, и те, кто думает её внедрять, лучше пусть не начинают!