Под колесом
Никита Пешков
Разговоры о том, что нужно популяризировать велосипед, ведутся уже давно и являются доброй традицией. Только с каждым годом велосипедное движение всё меньше нуждается в популяризации и всё больше требует реальной поддержки.
Несколько недель назад Следственный комитет объявил о том, что установлена личность велосипедиста, сбившего в лесу двух сестёр (одна из них скончалась от черепно-мозговой травмы). Оказалось, он не житель Ставрополя. Через несколько дней следователи назвали имя подозреваемого и объявили его в федеральный розыск. Подозреваемого зовут Лев Конколович. Он уроженец Челябинска. В Ставрополь он приехал по делам, а когда решил отдохнуть от них, сел на велосипед и поехал в лес. Там и случилась беда. Горе-велосипедист скрылся с места аварии.
Через пару недель после трагедии в лесу произошел другой неприятный случай: обошлось без жертв, но всё же. Велосипедиста Александра Скугарева во время катания сбила машина недалеко от рынка «Южный». Он пострадал не сильно и после осмотра врачей смог уехать на работу. Но об этом не знал водитель белой праворульной иномарки, который поспешил скрыться с места аварии. Даже когда Льва Конколовича и водителя иномарки задержат и, может, накажут, вероятность подобных происшествий будет только расти.
Сегодня в любом спортивном магазине Ставрополя консультант скажет, что продажи велосипедов стабильно идут вверх. За последние несколько лет число любителей двухколесного транспорта возросло до нескольких тысяч. Это легко ощутить, зайдя, например, в парк Победы вечером. По плотности движение велосипедистов не сильно уступает пешеходному: едут один за одним. Возможно, поэтому парк Победы – одно из первых мест, где появились велодорожки. Только пока без толку. Несмотря на то что в начале и в конце они обозначены знаком, а вдоль на асфальт нанесена краской надпись «Велодорожка», многие пешеходы её старательно игнорируют. Даже если едешь на велосипеде, сигналишь, некоторые вслед скажут недовольно что-то вроде «разъездились тут». Кстати, агрессия по отношению к велосипедистам – отдельная тема. Складывается ощущение, что пешеходы считают тротуар исключительно своим, автомобилисты завоевали дороги. И никто не готов терпеть соседство и делиться. Странное чувство собственности. На небольших велосипедных соревнованиях, которые проходили в парке Победы, людей просили быть осторожными на аллее, где проходила часть трассы. Когда некоторых просили остановиться и подождать, они просто продолжали идти вперёд, не слушая доводов. Среди них были и молодые, и старые. Некоторые даже криком пытались напомнить о своём праве собственности на этот кусок асфальта, потому что они передвигаются на двух ногах, а не на колёсах.
Правда, велосипедисты тоже бывают разными. Некоторые и в парке Победы игнорируют велодорожку, не стараясь придерживаться её. Да и в других местах отдельные персонажи ведут себя довольно опасно. Они едут с большой скоростью, не учитывают риски и вполне могут стать виновниками ДТП или сбить человека. Из-за таких райдеров в обществе растёт ответное напряжение. Прохожий вправе добавить к своему «разъездились тут» ещё и «бабушек сбиваете», и отчасти будет прав.
Неизвестно, был ли Лев Конколович, сбивший сестёр, лихачём такого типа или он просто не смог поделить с ними лесную тропинку, что никак не оправдывает его трусливого бегства, но понятно, что отношения между велосипедистами и другими участниками городского движения будут в ближайшем будущем осложняться. Если не принимать меры.
Конечно, если вы прогуляетесь вечером по парку Победы, станет ясно, что суть не только в том, чтобы нарисовать по всему городу велодорожки, хотя и без этого никуда. Не обойтись и без велопарковок у всех основных административных зданий и общественных мест. Все это не только для удобства велосипедистов, но и для прохожих и водителей. Это сделает велосипед «легальным», станет символом того, что люди, передвигающиеся на двухколёсном транспорте, тоже право имеют, и необходимо с ними уживаться.
Велосипед сейчас становится отличным маркером того, как могут в России работать все уровни социального взаимодействия, могут ли люди уважать друг друга и уважаемы ли государством. Массовый «рост велосипеда» выявляет все дорожные проблемы, пробелы в законодательстве, а ещё в воспитании людей. Перебороть их – большой скачок в будущее. Если его не сделать, если пешеходы, водители и велосипедисты не научатся уживаться, то выход, наверное, будет только один – запретить велосипед совсем. Но ведь запретить здоровье, экологию да и просто хорошее настроение невозможно?