Подвиг и боль – каждый день
Елена ПавловаНесколько лет назад мне поручили разнести новогодние подарки детям-инвалидам. Подхожу к очередной двери, звоню, слышу голос:
— Открыто, входите!
Вошла и увидела: на коленях у бабушки сидит девочка. Глаза ее устремлены в телевизор, она послушно открывает ротик, а бабушка кормит ее кашкой.
— Здесь живет Настя?
— Здесь.
Я вынимаю очередной красочный кулек и говорю:
— Дорогая Настенька! Дед Мороз поздравляет тебя с Новым годом и дарит тебе подарок.
Настенька не реагирует. Бабушка говорит:
— Она вообще никого не слышит…
Я никак не ожидала такого и, опускаясь в кресло, протягиваю подарок девочке. Она радостно улыбается – поняла!
А бабушка тем временем рассказывает, что у малышки давным-давно был детский церебральный паралич, и с тех пор она не слышит и не ходит…
Прошло десять лет, и я снова в этой квартире. Настенька теперь лежит в постели постоянно, ничего не говорит. Рост ее немного увеличился, но все равно не верится, что передо мной – девятнадцатилетняя девушка…
Мама Насти, Галина Петровна, рассказывает, сколько больниц и городов посетила она с ребенком. Все – напрасно. А один профессор даже сказал:
— Не мучайте себя и малышку, лучше отдайте ее нам совсем. И поезжайте домой, у вас еще будут другие дети. А о Насте забудьте, она никогда не будет говорить и ходить…
Галина с мужем вернулась в Ставрополь. И вскоре в семье новая трагедия – муж ушел. Было все – и отчаяние, и слезы. Руки опускались. Но Настя осталась с мамой…
А начиналось все прекрасно. Галина закончила культпросветучилище и работала воспитателем в детском саду. Замуж вышла по любви. Муж был вдовцом, один воспитывал сына. Дениску Галина усыновила. А потом родилась дочь Оля, еще один сын – Филипп. Дети не доставляли особых хлопот. А вот когда появилась на свет Настя, начались проблемы…
Оставшись без мужа, Галина пошла работать на фабрику «Восход», а с больным ребенком оставалась бабушка. Вскоре вышла замуж старшая дочь, уехала из Старополя.
— Конечно, трудно было, — рассказывает Галина. – Представьте, я по ночам собирала бутылки. Днем-то – стыдно! А Насте нужны были лекарства, она иногда то кричала, то металась, то хохотала до полуночи – приходилось давать успокоительное…
Теперь Галина Петровна берет работу на дом, чтобы быть больше рядом с дочерью, иногда подрабатывает – уборщицей. И в общем-то не жалуется на жизнь. Только получается, что подвиг и боль у нее – ежедневные…
Людмила СЫПИНА.