Погоня за дешевизной дорого обходится. Уроки экономии в квартирном вопросе

Погоня за дешевизной дорого обходится. Уроки экономии в квартирном вопросе
Казалось бы, понятие «дешевое жилье» практически исчезло из лексикона людей, говорящих о строительстве в Ставрополе. Ведь еще в прошлом году цены постоянно росли, загоняя сами себя под облака. Мои знакомые убеждены, что застройщики должны стимулировать спрос. А значит, приобрести жилье по относительно невысокой цене – вполне реально. Они даже приводят в доказательства рекламные объявления, зазывающие покупателей новостроек приобретать квартиры по неслыханной ранее цене. И, правда, некоторые строительные компании предлагают квадратные метры и за 20 тысяч, и за 18 тысяч рублей. Заманчиво!

Человек, видя красочный буклет или не менее красочную рекламу по ТВ, исходит из того, что в нем можно будет жить после окончания стройки. И строительная компания прилагает максимум усилий, чтобы покупатель соблазнился дешевизной такой новостройки и не сразу понял — за счет чего такая щедрость продавца. А ведь товар, который эти компании предлагают по столь привлекательным ценам, – практически голая бетонная коробка, без коммуникаций и удобств, не говоря уже о комфорте и уюте. Это, по меркам застройщика, соответствует цене. Но не ожиданиям покупателя!
Конечно, суля продать новостройку по соблазнительно низкой цене, застройщик цинично вводит людей в заблуждение.

Представьте себе обычный многоэтажный дом. Одна квартира — более-менее облагороженная, а другая — лишь голые стены без штукатурки, но зато в ней квадратный метр обходится на 5—6 тысяч дешевле. И желающие приобрести эти стены находятся. Ведь такие покупатели рассчитывают, что приобретают стандартное жилье, возводимое в новостройках города по экономически обоснованной цене. Однако чтобы довести жилье до уровня стандартного, с оштукатуренными стенами, стяжкой полов и с квартирной внутренней разводкой сетей, им придется добавить к цене каждого квадратного метра еще по 5 - 6 тысяч рублей. И, таким образом, стоимость достигает рыночной цены.

Мотивы, обстоятельства приобретения квартир-полуфабрикатов могут быть разные. Кто-то надеется на авось или на то, что накопит средства и выполнит отделочные работы; кто-то вообще приобретает такой «полуфабрикат», имея целью инвестировать свободные средства и вовсе не собираясь там жить, а значит — и облагораживать это, с позволения сказать, жилье.

Причем рядом с его владельцем намеревается проживать человек, выложивший 25 - 26 тысяч рублей за «квадрат» и рассчитывающий вселиться как можно скорее. Внеся солидную сумму, он претендует на то, что жилое помещение должно быть подключено к системам водо-, газо-, электроснабжения, отопления; что сантехника, двери, окна и крыши должны быть исправны. Но риск стать заложниками очень неприятной ситуации нависает над всеми новоселами.

Ведь дома, построенные по схеме «продай голые стены — зато дешево», невозможно ввести в эксплуатацию за год или два. По идее, предлагая такие недорогие квартиры, застройщик должен прописать в договоре риск (который очень вероятен), что дом построят за полтора года, а вот введут его лишь несколько лет спустя. Дело в том, что никто из проверяющих такой объект не примет, акты ввода не подпишет. А застройщик ответственности за эти дома–призраки нести не будет.

Нужна ли новоселам такая перспектива – отсутствие в квартире света, газа, воды и тепла? Если акты ввода в эксплуатацию не подписаны, технические условия на подключение газа, электроэнергии, воды и т.п. не выполнены, а сами квартиры недостроены – очевидно, что блага цивилизации этому дому не светят. И получается, что жилье вроде есть, но его нет. Сам дом, пока он не получит пакет необходимых документов, разрешение на ввод в эксплуатацию, превращается в виртуальное строение. А его жильцы обречены на существование без долгожданного свидетельства на собственность, без коммуникаций и без прописки.

А застройщик получает возможность кивать на жильцов, не желающих или не имеющих средств довести объект до необходимой кондиции. Ведь для строительной компании главное – обеспечить валовую продажу таких квартир-полуфабрикатов, что в итоге принесет ей прибыль. А то, что дом невозможно сдать и что жильцы его де-факто и де-юре практически будут на положении виртуальных жильцов, – это уже не трудности застройщика, это заботы, нервы и деньги новоселов. И он, ничуть не смущаясь, заявит: «Я дом построил, квартиры вам продал, теперь вы сами решайте, кто и на что будет оштукатуривать стены и делать проводку». И, по большому счету, ему уже начхать на моральный и материальный дискомфорт, который будет сопутствовать новоселам такого дома на протяжении нескольких лет. Ведь таким строительным компаниям уже некогда – им надо строить и продавать следующие, с позволения сказать, дома.

Вот эти соображения я и высказала своим знакомым. И, кажется, отговорила от приобретения этого, неправдоподобно дешевого, жилья. Понятно, что выбор в пользу первичного рынка люди делают по многим причинам. И уж тем более покупатели очень падки на невысокие цены. Но вот почему-то о рисках, сопровождающих такие «смешные цены», они задумываются в последнюю очередь. А задуматься стоит: практично ли приобретать квадратные метры, которые жильем назвать язык не поворачивается?

Цена, конечно, очень важный фактор, но опыт подсказывает: скупой платит дважды, а «ценовой смех» может легко обернуться слезами правового бессилия и безутешного разочарования.

Оксана Оноприенко.



Последние новости

Все новости

Объявление