Поговорим о радости
Василий СкакунВасилий Скакун: грани бытия
Спросите любого прохожего озабоченного вида (а таких большинство на наших улицах), почему он невесел. И тот самый прохожий, если удостоит вас своим вниманием, назовет множество причин, которые не позволяют ему чувствовать себя радостным человеком. Можно наперечет сказать, даже не спрашивая людей, что же делает их сердца наглухо запечатанными от улыбки, доброго слова, простой доброжелательности. А это, как ни трудно догадаться, - низкая зарплата (или мизерная пенсия, на которую и на самом деле неизвестно, как живут пожилые люди, если у них отсутствуют подработки), следующая причина - постоянно растущие цены на ЖКУ, лекарства и продукты питания. И как бы нечего возразить – ведь и на самом деле очень весомые аргументы, чтобы повесить нос.
С другой стороны, в после-военные годы, когда жизнь на порядок была труднее по всем вышеперечисленным параметрам, жизнь продолжалась, и люди влюблялись, женились, рожали детей, радуясь появлению новой жизни. Я помню, как в пятидесятые годы у нас в районном селе по выходным дням вечерами традиционно были своеобразные гулянья по центральной улице - молодежь двумя встречными колоннами дефилировала нарядно одетой (в новеньких фуфайках и начищенных сапогах) в течение двух-трех часов с песнями, шутками и прибаутками. Иногда кто-то приходил с гармошкой, и тогда могли потанцевать. Гармонисты были в большом почете среди сельской молодежи. И меня родители тоже пытались пристроить к музыкальному образованию, купив гармонь. Но далее нескольких аккордов знаменитой песни «Степь да степь кругом» у меня обучение не пошло, и вместо музыканта я стал спортсменом. Кстати, ни один из сельских праздников с застольями не обходился без коллективного пения. А уж в деревнях был вековой обычай вечерних посиделок с протяжными, нескончаемыми русскими народными песнями. Ну а какие песни могут быть без улыбки, открытого доброго настроения и веселья. Я не приписываю лишка, все было именно так, хотя сегодняшнего достатка в те годы не было и в помине.
Причина, по всей вероятности, кроется в другом. Тогда в этой относительной бедности (ведь все в ту пору ходили в перелицованных пальто, и никого это особо не смущало, а сейчас многие даже не знают значения этого слова) жили абсолютное большинство, ну за исключением руководителей тех или иных мастей. Сейчас же времена другие - разброс материального достатка между «низом» и «верхом» в сотни, а то и в тысячи раз. И люди видят все это, тем более что «верхи» предпочитают еще и бахвалиться своим преимуществом, да еще «низы» уверены, что все, или очень многое, приобретается за «черные» деньги. Это и рождает у простых людей уж если и не зависть, то ощущение этакого незаконного превосходства. И в этом ощущении собственной неполноценности улыбку насильно не загонишь на лицо. Кстати, все мудрецы предупреждали, что подобный неуправляемый разлет уровней жизни очень опасен, и все революционно настроенные массы всегда объединяются именно на основе подобных противоречий.
Дело в том, что радость, как и печаль, да и другие переживательные чувства, – это духовные свойства реагирования человека на внешние проявленности жизненных обстоятельств. Но большой секрет состоит в том, что радость может быть и собственной жизнью, совсем не стыкуясь с плюсами или минусами обстоятельств нашего бытия.
И все-таки самый большой секрет состоит в том, что на те самые внешние обстоятельства, которые отравляют наши жизни, мы, оказывается, можем влиять позитивным настроем наших мыслей. И тогда, согласно закону подобия, они, мысли, способны притягивать к себе обстоятельства положительного толка. А коли так, если хочешь наладить свою жизнь во всех ее проявлениях, не исключая материальной сферы, то надо изменить внутренний настрой всеобщего брюзжания, критики и зависти на ощущение радости, которая всегда начинается с простой улыбки.
На Востоке бытует выражение: «Радость – это особая форма мудрости». О чем бы оно могло говорить нам, людям западных взглядов на жизнь? О том, что мудрость – это не только обладание какими-то особыми знаниями духовно-нравственной основы человеческих жизней или занятия какими-либо оздоровительными практиками. Оказывается, этого недостаточно, ибо радость должна стать внутренним стержнем сначала внутренней, а затем и внешней жизни. Но для этого (непрекращающейся радости) необходимы какие-то убеждения, скажем так, идеологического плана в том, что это есть истина. Если мы будем считать подарком каждый новый день своей жизни вне зависимости от качества опытов, которые нам необходимо пропустить через себя, то этот дар всегда будет сопровождаться непроходящей радостью.
Я помню, как был удивлен в Германии, где проводил мастер-класс, тем, что 83-летний немецкий спортивный функционер, придя в спортзал на костылях, смеялся над собой - катаясь в Альпах на лыжах, сломал ногу. И сколько в этом смехе было оптимизма и безусловной уверенности в выздоровлении. Он в этой не простой для себя ситуации просто светился от радости жизни.
Есть еще более емкое выражение относительно радости. Радость – это форма совершенства. Давайте расшифруем это послание. Со словом «совершенство» принято ассоциировать какой-то высокий, быть может, даже высочайший уровень владения чем-либо. Это может быть не только творческая проявленность в видах искусства, а также владение рабочими специальностями. Это и высший пилотаж летчика, и виртуозность гимнаста, и т. д. Это общепринятые и всем понятные уровни мастерства, проявленные во внешней жизни. Здесь же нам предлагают под совершенством рассматривать течение внутренней жизни. Вспомните себя, как часто в течение дня можете отметить, что вы радостны беспричинно, не потому, что что-то удачно сложилось, сопровождаясь положительными решениями в вашу сторону, нет, просто радость как форма жизни. Абсолютное большинство скажут, что это невозможно, а куда деть всевозможные переживательные моменты, связанные с неудачами, тревогами, поражениями. Как радоваться в эти моменты?
Естественно, это не просто, но если понимаешь, что случайностей нет как таковых, и все житейские обстоятельства любой формации – это следствия ранее накопленных тобою же причин, и что все переживания нами направляются вслед уже свершившимся деяниям, которые не подлежат корректировке, то вместе с этими понятиями обязаны отступить треволнения, уступив место внутренней уверенности, которая является младшей сестрой радости.
Мудрецы говорят, что, прежде чем каждому из нас спуститься с небес на подмогу земной жизни, все мы длительное время томимся в очереди, потому как наши души только здесь, на планете, имеют реальную возможность самосовершенствования, и все стремятся к этому. Но, попав на Землю, у нас специально перекрываются запросы небесного бытия, и все начинается, как в первый раз. Но опыт предыдущих воплощений не пропадает, он внедряется в особенности характерных черт каждого человека. Так вот по этой причине все малыши столь радостны – они на подсознательном уровне еще не забыли радости ожидания нового прихода.
«Мой Господь Всевышний не хочет знать, что я для Него сделал. Он просто хочет знать, как я поживаю. Если Он слышит от меня, что я счастлив, тогда Он Сам становится крайне счастливым. Ясным языком Он говорит мне, что моя радость – это Его настоящее единственное удовлетворение».