Покой не только снится!
Тамара Коркина
В «Вечернем Ставрополе» 28 ноября минувшего года был опубликован отчет с «Народной трибуны», посвященной бытовому шуму. Тема эта была продиктована тем, что нет дня, чтобы в редакцию не позвонили отчаявшиеся люди, заявляющие о том, что они сходят с ума от грохота перфораторов, дрелей, штробления стен. Ремонт жилья в многоквартирном доме стал страшным злом, беспощадно истребляющим нервы и здоровье жильцов. Причем в большинстве случаев покоя людям нет и после работы, и в выходные и праздничные дни. Как жить в таком аду - этот вопрос в ходе «Народной трибуны» задали десятки позвонивших. Но речь шла не только о строительном шуме. Орущие подвыпившие люди, гремящие музыкой кафе, стрельба, когда город спит, ночные гулянки соседей - покой, говоря словами поэта, нам только снится.
Между тем два года назад краевая Дума приняла закон о тишине. В числе его разработчиков был комитет Думы СК по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству. Как сегодня закон работает, насколько он может защитить покой граждан - об этом мы говорим с председателем комитета Петром Марченко.
Как родился Закон о тишине
- Петр Петрович, я пришла к Вам с надеждой найти ответы на многочисленные вопросы, волнующие как наших читателей, так и меня лично. Сама несколько лет живу в аду ремонта, затеянного соседом. Закон о тишине - чем он был вызван, на что рассчитан?
- Закон о тишине - это простонародное короткое название. Официальное же - «О некоторых мерах по обеспечению тишины, покоя граждан и общественного порядка». Он был принят в декабре 2010 года на основании писем и обращений ставропольцев в краевую Думу. Люди жаловались на то, что порой у них нет возможности нормально отдохнуть после работы, набраться сил перед новым трудовым днем. Закон содержит общий запрет на нарушение тишины и покоя граждан с 23 до 7 часов. Но не только. Он включает в себя широкий спектр положений, направленных на обеспечение порядка в общественных местах и в дневное время. Порой чрезмерно шумное и вызывающее поведение в общественных местах вроде бы не подпадает под мелкое хулиганство. А не реагировать на это нельзя, поскольку задеваются интересы других людей. Что имеется в виду? Крики, танцы, громкая музыка из проносящихся машин в любое время дня и ночи.
- Петр Петрович, и сейчас, с выходом закона о тишине, некоторые автомобилисты проносятся мимо пешеходов с такими музыкальными децибелами, что те едва на ногах удерживаются.
- Ну, тут в какой-то мере виноваты и мы, депутаты. Принимая закон, мы дали права полиции, но не оговорили прав конкретно ГИБДД. Посчитали, что «полиция» - общее понятие, вбирающее в себя все. И когда пошли составленные ГИБДД материалы в административные комиссии, то их не стали принимать. Поэтому в 2012 году мы внесли поправки в закон и наделили соответствующими полномочиями ГИБДД. Теперь сотрудники ДПС имеют право остановить машину с громкой музыкой и составить протокол. Сейчас мы разработали еще одну поправку в закон - наделяем правами и полицию на транспорте. А то порой некоторые ведут себя недостойно в электричках, в поездах, на вокзалах, а прав призвать их к порядку у транспортной полиции не было.
Чем оборачиваются «лезгинки» и «калинки» в ночное время?
- Когда я направлялась к Вам, один из коллег адресовал Вам вопрос о лезгинке и стрельбе в три часа ночи. Почему такое все-таки случается?
- Я возглавляю комитет по безопасности, поэтому сразу же имею информацию о том, что случается в крае. Сообщили мне и о поведении молодых ребят из Ингушетии. Сразу оговорюсь, что если бы кто-то из местных плясал «калинку» и палил из травматического пистолета, это тоже бы без внимания не осталось.
Если до выхода закона о тишине сотрудники полиции к подобным явлениям относились вроде бы как к частному делу, то теперь обязаны реагировать в соответствии с законом края. Какой была реакция? Сразу же прибыл наряд полиции и, в связи с тем что стреляли, - следственно-оперативная группа. Трое нарушителей были арестованы, одному выписали штраф. Скажу, этот случай нарушения правопорядка в Ставрополе попал под пристальное внимание властей Ингушетии, президент дал поручение детально разобраться с привлечением родственников дебоширов. Если раньше при исключении из вузов ребята приезжали и говорили, что их исключили только по национальному признаку, то теперь не успели приехать, а все знают, что они хулиганы.
«Не ленитесь звонить в полицию!»
- И все-таки тишина пока в большом дефиците. На улице Ленина стоят скамейки, с которых ночами несутся душераздирающие крики, визг, хохот. И люди не знают, как избавиться от этой напасти.
- Не надо лениться звонить в полицию, она прореагирует сразу же. В случае с лезгинкой позвонили ведь жители, и реакция была мгновенной.
- Старшие домов очень часто жалуются на бездействие полиции, участковых, на их желание «отфутболить», не принимать меры. Вам, наверное, тоже приходилось такое слышать?
- У нас со всеми правоохранительными органами налажены самые тесные контакты. Например, с Александром Григорьевичем Олдак, начальником Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю. Это труженик, очень требовательный и справедливый человек, который не оставит без внимания ни одного факта бездействия полиции, участковых. Мы понимаем, что без участковых порядка ни в крае, ни в городе, ни в многоквартирных домах не наведем. Для этого мы подготовили и направили на федеральный уровень предложения о том, как создать нормальные условия для работы участковых. У них должны быть помещения, транспорт, современные средства связи. Уточню, что сейчас все финансирование территориальных органов МВД идет из федерального бюджета. А с участковых требуем, чтобы везде была полная информация о них, о режиме работы.
- Как участковые должны работать с законом о тишине?
- Закон дал им большие права, с них теперь можно спросить: почему ты не принял меры, когда к тебе обращались жильцы? Таким фактам надо давать огласку. Если участковый будет знать, что ни один факт его пренебрежения своими обязанностями не остается безнаказанным, он начнет по-другому работать. Закон о тишине дал участковому рычаг воздействия на нарушителей тишины и покоя горожан. Сегодня он может составить протокол и наказать нарушителя рублем.
- Может-то может, а как получается на деле?
- Мы контролируем и анализируем действие закона о тишине. Вот у меня сведения о нарушении тишины в ночное время, в дневное, использование пиротехники. В Ставрополе, например, полицией составлено 345 протоколов о нарушении тишины в ночное время, в Пятигорске - 164 и так далее. Сумма штрафов по краю за 2011 год составила 611 тысяч рублей, однако взыскано лишь 262 тысячи рублей, или 43 процента. Наши соседи в Ростовской области, других регионах уже повысили сумму административного штрафа в два раза, мы тоже пойдем по этому пути. В районах составлено 978 протоколов о нарушении тишины. Раньше кто за этим следил?
Конечно, потребуется время на то, чтобы каждый понял: наказание за нарушение тишины, за ущемление прав граждан неизбежно. Теперь за удовольствие поорать «Шумел камыш…» на всю улицу будет заплачена хорошая сумма.
И мы будем закон о тишине ужесточать, люди должны уважать покой и права друг друга.
Ремонт квартиры -это проблема только ее хозяина, а не соседей
- А теперь давайте поговорим о строительных работах в многоквартирных домах. Купил человек квартиру - и тут же начинается капитальный ремонт. Рушатся стены, перфораторы, дрели создают такой шум, что остальные жильцы не знают куда деваться.
- До людей надо довести одно: существует закон, оберегающий их покой и тишину. Ремонт квартиры - это проблема только ее хозяина, и она не должна перекладываться на соседей. Если человек не хочет находить с ними взаимопонимание и считает, что в доме живет он один, надо звонить участковому. В субботу и воскресенье, праздничные дни люди по закону должны отдыхать, а не изнемогать под визгом дрелей и перфораторов.
- Вы считаете, что это очень четко прописано в законе о тишине?
- Если мы недостаточно четко прописали, то я вам обещаю, что мы внесем поправку.
- Мы все понимаем, что ремонтировать квартиру надо. Но как, чтобы не вызывать у соседей инфаркты, гипертонические кризы?
- Скажу про свой дом. Я живу в обычном многоэтажном доме, 90 квартир. Жильцы менялись, было, что и штробили, и дрелью донимали. Но сейчас сосед, задумавший шумные работы, обязательно предупредит других, спросит разрешения. То есть приходит и по-человечески разговаривает, а не просто молча колотит. При этом оговаривается время. Люди могут на час-два пойти погулять, сходить в гости, в магазин. Я не помню ни одного случая, чтобы в нашем доме без согласования в выходные и праздничные дни велись строительные работы.
Закон о тишине позволяет от бескультурья перейти к нормальным цивилизованным отношениям, и мы в доме стараемся так и жить.
В ответе - УК и ТСЖ
- А как в законе оговорен уровень шума? Нарушитель говорит: да я не больно шумлю. А соседи вызывают «скорую» и глотают таблетки.
- Согласно закону факт нарушения тишины и покоя граждан должен быть засвидетельствован, это возможно сделать при опросе соседей. При этом наступление ответственности связано не с уровнем шума, а с нарушением тишины и покоя граждан, поскольку именно это приводит к нарушению права на отдых. Данная позиция подтверждена соответствующим определением Верховного суда Российской Федерации.
- Я ознакомилась в интернете с законами о тишине других регионов. В Петербурге, например, нельзя приступать к ремонтным работам в многоквартирном доме, не оговорив их процесс, сроки с управляющей компанией или правлением ТСЖ. Они же принимают меры, если кто-то пренебрегает интересами соседей.
- Существующим законодательством прописано, что для проведения перепланировки квартиры, которое, как правило, сопровождается шумными строительными работами, требуется согласование. Без разрешения подобные работы в многоквартирном доме вести нельзя. Поэтому УК и ТСЖ обязаны за всем этим следить и вмешиваться по мере надобности.
Читатели «Вечерки», горожане, вносите предложения!
- Я правильно понимаю, что закон о тишине - живой механизм, в который Вы можете вносить поправки, сообразуясь с интересами и требованиями общества?
- А также с работающим российским законодательством. Законотворчество - очень сложный процесс.
Я бы хотел обратиться к редакции «Вечернего Ставрополя», к вашим читателям, к жителям города и края с такой просьбой. Не все нам, депутатам, которых 50 человек, видно, не обо всем мы знаем. Подавайте свои предложения в редакцию «Вечерки», а она их будет передавать нам для внесения изменений в закон о тишине. Закон не догма, он должен развиваться, специализироваться. Что-то мы, депутаты, недосмотрели, что-то по истечении времени надо изменить, ужесточить. Мы бы хотели наладить контакт с населением и с учетом его мнения приводить закон о тишине в соответствие с жизнью.