Политические дороги
Михаил ВасиленкоВ Ставрополе кипят дорожные работы. При этом население широко оповещается, что столь масштабный проект разработан «Единой Россией» и осуществляется под ее контролем. Одни горожане, особенно автовладельцы, довольны, тем более что ремонт ведется без апокалиптических пробок, подобных прошлогодним. Другие мечут критические стрелы в адрес правящей партии, называя ее дорожную акцию предвыборным пиаром за деньги налогоплательщиков. И поминают пресловутый административный ресурс.
«Единую Россию», впрочем, как и любую иную доморощенную политическую силу, есть за что критиковать с нахмуриванием бровей. Ну, скажем, за хлипенькие результаты единороссов в провозглашенной ими же борьбе с коррупцией и произволом разбухшего чиновного сословия. Или за КПССные тенденции, в которых будто так и слышится с детства знакомое: «Спасибо партии и правительству за все». (Аплодисменты, переходящие в овации. Все встают. И идут в буфет.)
Что же касается дорожного ремонта, я бы тоже покритиковал правящую партию: больше, значительно больше надо вкладывать в этот самый ремонт, в строительство современных автострад. Да заодно и демонтировать «дорожно-откатный» механизм, ставший уже притчей во языцех.
Пока же, думаю, хорошо то, что в Ставрополе появится полтора десятка улиц, по которым будет не стыдно ездить. Если это и сделано под выборы, так что ж тут зазорного? Выборы после многовековых борений на то и придуманы, дабы власть трудилась, а не застывала в дремотной истоме. А что тут необычного, особенно для России, где любая партия при власти поступила бы точно так же? Но не будем о нашей политической традиции: во всех странах, которые причисляются к светочам свободы и демократии, правящие партии, готовясь к выборам, очень стараются бюджетные деньги потратить так, чтобы завоевать максимум голосов. Да и как, скажите, может быть иначе? В ходе избирательной кампании политики генерируют проекты и программы, могущие привести их к власти или удержать ее, а затем — в случае победы — формируют бюджет, воплощающий в жизнь их задумки. Если, конечно, они — политики ответственные. И чего-то лучшего человеческая мысль пока не придумала. Не из членских взносов своих однопартийцев президент Обама вкачивает миллиарды долларов в экономику США, а из госказны, управлять которой демократам доверило большинство.
Понимаю, что некорректно сравнивать американскую партийную действительность с российской, но что-то общее все-таки есть. Например, борьба за голоса избирателей. Другое дело, что у нас до сих пор не сформирована полноценная многопартийная система. Нынешнюю же я бы назвал полуторапартийной, когда есть одна «Единая Россия», а все другие партии скопом составляют оставшуюся половину.
И еще: «предвыборный» ремонт дорог куда лучше и честнее тупого начальственного нажима накануне голосования, циничного подкупа избирателей в день выборов и подтасовок при подсчете бюллетеней. Вот этот, в чистом виде, адмресурс наповал убивает в людях доверие к демократическим процедурам, провоцирует массовое недоверие к власти, да что там говорить — разрушает общество и государство…
По данным ВЦИОМа, «Единой России» — нравится это кому-то или нет — сейчас доверяют более половины избирателей. Казалось бы, о чем ей беспокоиться? Но единороссы, как можно предположить, тем не менее озабочены накачиванием электоральной мускулатуры, опасаясь за исход грядущих выборов. Что и пошло нам на пользу: когда городской бюджет смог бы отрядить несколько сот миллионов рублей на приведение основных ставропольских улиц в удобоваримое состояние?
Так что политические конъюнктуры приходят и уходят, а дороги остаются. Дороги, которые, как поется в мультяшной песенке, нам дороги любые.