Полковничий Яр: свалка против людей
Наталья БуняеваНет в городских пейзажах всего мира явления более уродливого, чем свалка отходов. Наш Ставрополь — не исключение. Мало того, что жителей и гостей города встречает запах гари, при плохой погоде летят стаями пластиковые пакеты. Свалка заставила многих горожан бросить свои дачные участки. Сегодняшняя «Народная трибуна» как раз об этом.
Сразу оговорюсь, звонков было немного. И причина очень простая: дачники давно опустили руки и не пытаются спасти свой клочок земли, с таким трудом возделанный и обихоженный.
Ирина Мальцева, 35 лет: «Мой отец получил участок еще в 91-м году от «Красного металлиста». Мы пришли на голую землю, сами проводили воду, свет, обустраивали как могли. Тогда дача была спасением от многих бед, и мой папа буквально жил в чистом поле, выращивал урожай, охранял его от ворон. Вороны казались сущим наказанием: выклевывали все, что можно. Знали бы мы, что похуже наказание еще впереди: над нами нависала свалка. Она небольшой была, как-то не очень заметной. Но росла очень быстро, и с ней пришли настоящие хищники. Народ, живущий за счет свалки, ничем не брезговал. Мало того, что воровали урожай, так ведь со временем начали рушить все, что попадалось под руку. Так разрушили две соседские дачи: какие-то бомжи жили там зимой, жгли костер прямо на полу, все изгадили, и хозяева, увидев это, просто перестали заниматься своим участком. Мы были в числе последних цивилизованных дачников. Бросили всё после того, как вокруг расселилась эта ужасная толпа. У нас была соседка, пенсионерка, так она с участковыми чуть ли не в рукопашную вступала: помогите хоть чем… Ага. Как раз милиции это и надо в последнюю очередь. И милиция была, и полиция стала, все едино. Зато как красиво назвали: полигон! Этот полигон еще и горит постоянно, и загрязняет воздух в городе».
Галина Скорняк, Ставрополь: «Наша дача располагалась в очень сложном месте: надо было доехать на автобусе до конечной, на пятом маршруте. Затем через улицу пройти мимо свалки, спуститься вниз, в яр, и там еще немного пройти. Я потому так подробно рассказываю, что помню времена, когда идти было нетрудно: места красивые, колонка с питьевой водой, народ очень хороший — пока дойдешь до своей дачи, сто раз поздороваешься. Все закончилось за каких-то пару лет. Мусор буквально заплел наши деревья: только соберем все эти пакеты, как тут же налетают новые. Ну и народ там стал селиться соответствующий: приезжие скупали по нескольку участков, и в каждом дворе выросли груды из сплющенных алюминиевых банок, в старых ваннах киснут бутылки. Грязные, оборванные дети, очень много цыган, просто бродяги… Вся эта публика стала занимать квартал за кварталом, у колонки нашей поселились бомжи. Что еще говорить? Ну жаловались мы. И в городскую администрацию, и в милицию. Отвечали однотипно: разберемся, городу надо куда-то девать отходы. Конечно, надо. На наши головы! Куда же еще? В общем, почти десять лет наша дача зарастает бурьяном».
Реплика от Бориса Ивановича, пенсионера: «Интересно, что будет дальше? Ну не вечно же там свалка будет? Сколько раз нам «грозились» построить завод по переработке отходов. И что? Где завод? Мы даже пикетом стояли, помнится, у дверей горадминистрации, требовали навести порядок. Пообещали… Было бы сказано. Я оставил дачу в 2001 году. За ней сосед присматривал, парень-карачаевец с молодой женой. А вот пару лет назад приехал я посмотреть на свой участок, так и расстроился: ни соседа, ни домика его уже нет. Пожар там случился, видать, «эти» спалили…»
Николай Степанович, пенсионер-дачник, сам пришел к нам в редакцию с целым пакетом «переписки»: «Я в интернете нашел любопытный документ. Решение городской Думы от 3 сентября 2009 года за номером 98 «Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 — 2030 годы». Вот выписка: Мероприятия по снижению воздействия отходов производства и потребления. Проектом предлагается закрытие существующей свалки города в районе Полковничий Яр, не отвечающей природоохранным и санитарным требованиям, с проведением рекультивации этой территории.
Утилизацию ТБО рекомендуется осуществлять на отходоперерабатывающем комплексе в составе: мусоросортировочного комплекса, полигона в районе с. Дубовка Шпаковского района и производственной базы на территории существующей свалки города в районе Полковничий Яр». Что это? Свалку закрыть, но не очень сильно? Какая там производственная база? Бомжи с крючьями, что ли? При любом раскладе свалка остается. А мы свою собственность потеряли. Еще выживают дачники на окраинах, но, боюсь, и до них доберутся. От разграбления, загрязнения реки, пожаров частично или полностью уничтожены или очень сильно пострадали товарищества «Швейник», «Строитель», «50 лет Октября», «Ветеран». Напомню, это собственность жителей города! И очень хорошо, что вы подняли этот вопрос».
Валентина Ивановна Санькова с улицы Селекционной. «Моя дача стоит без ухода три года. Пришлось бросить, потому что нас просто выжили оттуда. Когда-то наша улица «Островок» в дачном товариществе «Зеленый яр» была самая красивая, самая ухоженная. Мы туда ездили работать и отдыхать. Дружили все, было примерно 25 участков, все сотрудники селекционной станции, все знакомые. И что? Не осталось почти ничего. Сейчас в обработке несколько участков. А я личный враг всех участковых… Сколько жалоб отправила в милицию, потом в полицию, не сосчитать. Ну ничего ведь не делается! Наши дачи уничтожены. Там, кстати, может скрыться кто угодно! Ну, случается, машина с мигалкой проедет, и кого она там пугает, интересно? Как сидели вонючие компании в наших домиках, так и сидят. Я уже даже с деревьев урожай не снимаю: брезгую. Все захватчики мало того что грязные, они же еще и в болячках, с туберкулезом. Кто знает, где они свою заразу расселили? Зато наш участковый все меня пытается вызвать и «побеседовать»! О чем я с ним буду говорить? О том, что полиция не хочет работать, а свалка задавила честных людей? Об этом, что ли? Боюсь, он не поймет…»
Вот такая история одного «ползучего отъема» дач у горожан… Уничтожили все быстро, быстро же и в «гарлем» местного разлива превратили некогда зеленый участок земли, скрытый от лишних глаз зелеными рощами и лесополосами. Будет ли возрождение и дождутся ли его дачники?