Поодиночке никто ничего не сделает
Валерий МанинНо хуже всего девять лет назад было то, что практически полностью отсутствовала законодательная база для малого и среднего предпринимательства. Поэтому приоритетным для нас был вопрос принятия участия в законотворческом процессе. И нам это удалось. Уже в 2001 году с учетом, хотя и не в полной мере, наших предложений появился Закон «О защите прав предпринимателей при проверках», упрощена процедура регистрации, сокращено число лицензированных видов деятельности, появилась упрощенная бухгалтерская отчетность и масса других новшеств, которые значительно облегчили жизнь предпринимателя. К примеру, если на том этапе очень больной проблемой малого бизнеса были прямые налоги, то сегодня ситуация изменилась. Таким образом, мы не только были услышаны на федеральном уровне, но и многого добились, принимая участие в заседаниях рабочих комиссий, депутатских слушаниях. Без этой работы не было бы сегодняшнего дня и тех возможностей, отталкиваясь от которых можно двигаться дальше.- Сергей Алексеевич, за эти годы вы поработали, как говорится, по обе стороны баррикад – были и предпринимателем, и чиновником, возглавляя краевой комитет по лицензированию отдельных видов деятельности. Имея такой опыт, вы наверняка знаете, что нужно сделать, чтобы в России малый бизнес стал основой общества, как это происходит в любой цивилизованной стране?
- К сожалению, здесь слишком много антагонизма. В глазах предпринимателя чиновник плохой – взяточник, бюрократ. Чиновник предпринимателя тоже не жалует, для него это дойная корова, у которой денег много и главная задача – взять их. Не обязательно в карман, как известно, при проведении различных мероприятий большинство бизнесменов у нас становятся спонсорами поневоле. Но здесь есть вот какой нюанс. Как никто у нас не подготовил предпринимателя стать предпринимателем, обучив его данному виду деятельности, так и чиновника никто не готовил к работе в условиях рынка. Между тем разрешить противоречия можно, выход, как мне кажется, был предложен при проведении административной реформы, когда речь зашла о создании саморегулируемых организаций — предпринимательских союзов, ассоциаций. Обеим сторонам — и чиновникам, и бизнесу — именно здесь можно найти точки соприкосновения.- В последнее время, кажется, произошел перелом в понимании ситуации на самом верху российской власти: и Владимир Путин, и вступивший в должность Президента РФ Дмитрий Медведев постоянно говорят о развитии инноваций, как о направлении, которое можно реализовать через малый и средний бизнес. Что необходимо, на ваш взгляд, сделать на местах, чтобы поддержать эти планы?
- Задачи поставлены очень правильные, но у меня есть большое сомнение, что они будут реализованы, если не изменится положение на местах. На словах сегодня все за «план Путина», за «Стратегию-2020». Но на деле… Нет понимания того, что наступает совершенно иное время, когда быть просто «за» - мало. Нужно конкретно работать. Я думаю, скоро произойдут серьезные изменения, ужесточится спрос с чиновников. Им придется отчитываться по результатам работы за определенный период: сколько инновационных проектов внедрено, сколько находится в стадии разработки, сколько появилось малых предприятий, на сколько уменьшилось число безработных. Эта система уже проработана на федеральном уровне и должна заработать в регионах. И она заставит бизнес и власть взаимодействовать и работать совершенно иначе.- Новый председатель Государственной Думы края Дмитрий Еделев сейчас активно продвигает идею о создании на Ставрополье по аналогии со «Стратегией развития России до 2020 года» собственной социально-экономической программы, под которую будут выделяться деньги на реализацию тех или иных проектов. Ставропольскому предпринимательству, которое вы сегодня представляете, есть что предложить власти в этом плане?
- Я могу привести весьма печальные для нас цифры: удельный вес малого бизнеса в экономике Краснодарского края 37 процентов, Астраханской области – 18, а в Ставропольском крае скатился с 16 до 14 процентов! У председателя Госдумы как раз есть понимание этих вопросов – мы неоднократно встречались с ним на различных совещаниях, общались по многим вопросам. Со своей стороны, мы сегодня работаем над тем, чтобы внести конкретные предложения. Но не от себя лично, а опираясь на мнение цивилизованных предпринимателей, ученых, банкиров. - Кто, на ваш взгляд, должен разрабатывать эту программу? Чиновники? Предприниматели? Или отдать этот вопрос на откуп ученым?
- Вопрос может быть решен только совместными усилиями. Поодиночке никто ничего не сделает.- Должно ли государство помогать малому бизнесу, что называется, деньгами?
- Возможность такая есть. В бюджете страны на эти цели заложено пять миллиардов рублей. Наш край получил, насколько мне известно, 20 миллионов рублей на создание бизнес-инкубатора. Это специальное учреждение, которое дает оценку бизнес-проекту и выдает кредит на его реализацию. Кредит, разумеется, либо беспроцентный, либо процент минимальный. Бизнес-инкубаторы – нормальное явление в США. Стали их создавать и в российских регионах. В России действует принцип софинансирования: часть средств дает федерация, часть – регион. По моей информации, в крае федеральные деньги пролежали мертвым грузом на счетах казначейства и их вот-вот вернут назад. Если уже не вернули. А вот на Кубани освоено 300 миллионов рублей.- А какой здесь механизм контроля? Ведь есть риск, что чиновник, которому будет поручено финансирование бизнес-проектов, эти деньги отдаст либо родственникам, либо дружественным фирмам, либо за «откат». И идея будет в очередной раз скомпрометирована…
- Если мы предпринимателей объединим и они будут принимать участие в комиссиях, где распределяются деньги и решаются вопросы, тогда мы серьезно снижаем проблему личностного фактора при принятии решений. Возможно, поэтому мы видим противодействие чиновников созданию саморегулируемых организаций.- Может быть, примеры назовете?
- Возьмем кризис молочной отрасли, связанный с массовыми отравлениями в прошлом году. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко прямо рекомендовал правительству края создать Союз молочников. Вы думаете, это выполнено? А между тем на модернизацию отрасли выделены большие средства. Но сегодня министерство сельского хозяйства края использует их по своему усмотрению. Его это устраивает. А будь Союз молочников, с ним пришлось бы советоваться. Но наше дело небезнадежно – на федеральном уровне сплошь и рядом действуют отраслевые союзы, тех же молочников, хлебопеков и т. д. - Сергей Алексеевич, вот уже девять лет вы пытаетесь объединить, как порой кажется, необъединимое – малый бизнес. Зачем вам это нужно?
- Иногда такой вопрос я сам себе задаю. Порою хочется все бросить. Но не получается. Да, я теряю время, здоровье, деньги. Но если я займу такую же равнодушную позицию, как многие наши предприниматели, что нас ждет завтра? Да ничего. Жить будем в нищете в богатой стране. Лично меня это не устраивает. Меня не устраивает состояние, в котором находятся экономика и общество. Из чего, кстати, вытекают социальные проблемы, вопросы изношенности инфраструктуры, все то, что касается каждого, вне зависимости, занимается он малым бизнесом или нет.
И все-таки результаты есть! Изменилось отношение к малому бизнесу со стороны федеральной власти. В Ставропольском крае практически нет остроты взаимоотношения предпринимателей с контролирующими органами. Здесь мы выглядим, кстати, лучше многих субъектов федерации. Далее. Когда я 9 лет назад пытался создавать союзы предпринимателей в районах, главы муниципальных образований вообще не хотели ничего слышать на этот счет. На сегодняшний же день никто мне не может сказать «нет». Проблема, можно сказать, решена на три четверти. Дело остается за малым, за тем, ради чего, собственно, все и затевалось – объединить малый и средний бизнес. А для этого предпринимателю надо преодолеть в первую очередь самого себя, свою инертность. Люди должны понять, что ситуация меняется с каждым днем: и власть, и правоохранительные органы идут нам навстречу. Доходит до того, что нам звонит милиция и сама (!) предлагает согласовывать действия. После встречи ОПОРА РОССИИ с прокурором края создаются рабочие группы по взаимодействию в прокуратурах районов.