«Порхаем порой по земле мы, но твердо стоим в облаках»...

Ольга Метёлкина

Начало нового сезона в Ставропольском краевом театре кукол совпало с несколькими событиями в жизни коллектива. Конечно же, на открытии по традиции была представлена премьера. Юные зрители увидели сказку «Как стать принцессой», которую поставил главный режиссер театра Григорий Гольдман. А вот два других события лично у меня ассоциируются с Годом семьи, объявленном в России. Коллектив театра кукол в самом деле похож на семью, а значит, и проблемы, и праздники здесь общие. Так, со свойственным кукольникам теплотой, душевностью и юмором отметили здесь юбилей заслуженного артиста РФ Михаила Михайлова. И наконец третье событие, относящееся к разряду семейно-эпохальных, – сдвинулось с мертвой точки решение «жилищного вопроса» театра кукол.
Но обо всем по порядку.
 

Не всякая принцесса способна пройти кастинг...

Это добрая, немного грустная история о милой девушке, которой судьба дала шанс изменить свою жизнь - оставить работу в баре, гарантировавшую кусок хлеба, и поступить в труппу бродячих артистов-кукольников. Параллельно с ней развивается сказочная история принца, которого папа-король хочет женить на прекрасной принцессе. И помогает ему в этом непростом деле первая придворная дама Клара. Главное условие для претендентки на роль жены принца — не иметь ни одной злой мысли. На королевском «кастинге» побывали восточная, английская, китайская принцессы, но ни одна из них не подошла. Была еще одна — прекрасная блондинка, но у нее вообще не нашлось ни одной мысли. Однако принц все-таки встретил свою суженую. Но как это произошло, пусть зрители, которые не были на премьере спектакля, узнают сами.

Сказочную историю показали заслуженный артист Рашит Темниханов (король), артисты Лада Свиридова (Клара), Мария Ефимищева (принцессы и официантка Жанна), Андрей Белозеров (принц Жан). В другом составе выступают артисты: Евгений Колбас, Алексей Куликов и Светлана Гниденко.

В финале спектакля, когда бродячие актеры отправляются в путь, звучит песня, смысл которой, наверное, не совсем понятен маленьким зрителям, поскольку очень символичен: «Порхаем порой по земле мы, но твердо стоим в облаках». Именно эти слова отражают особый характер актерской профессии, которая невозможна без романтики.

 

Судьба, призвание или дар Божий?..

А вот какие слова больше всего относятся к творчеству заслуженного артиста России Михаила Михайлова, которому в день премьеры исполнилось 60 лет, лучше всего знают его коллеги. Он пришел в театр кукол в 1968 году. Дело было в его родном городе Рыбинске, что в Ярославской области. А через два года завязался «служебный роман» Михаила Алексеевича со Ставропольским театром кукол. С тех пор, за вычетом маленького перерыва, когда в биографии Михайлова на два года возник Брянск, Михаил Алексеевич хранит верность именно нашему театру. 25 лет он был его ведущим актером. Переиграл сотни ролей. Коллеги вспоминают, как человек увлеченный, Михаил Алексеевич не умел формально относиться к своим ролям, он мастерски преображал спектакли своими творческими придумками. Он освоил все системы кукол — даже марионетку, которая довольно редко теперь используется.

25 лет на сцене шел спектакль «Царевна-лягушка». В нем Михайлов переиграл почти все роли: и Царя-батюшку, и Кощея Бессмертного, и даже Бабу-Ягу. Зрителям запомнились многие спектакли, в которых играл Михаил Михайлов: «Аленький цветочек» по сценарному варианту Л. Дросман, «Ужасный господин Ау», «Бармалей» по сказкам
К. Чуковского, «Тайна Али» по ногайским народным сказкам, «Иван — крестьянский сын»... Говорят, что Дед Мороз на новогодних елках в исполнении
М. Михайлова был просто неподражаем! Артисты говорят, что Михаила Алексеевича как мастера-кукловода знают и помнят во многих уголках страны. Встречая на фестивалях ставропольцев, коллеги из разных театров просят передать ему привет.

«Есть актеры, которые приобретают эту профессию, а есть такие, что рождаются кукольниками, - говорит заведующая литературной частью театра Ирина Темниханова. - Так вот Миша родился кукольником. Ведущий мастер сцены в 80 — 90-е годы, он помогал молодым актерам, принимал участие в режиссерских постановках Л. Дросман. В каждом театре своя погода, и много лет Миша делал эту погоду. Был бригадиром и председателем профкома. Он бы, возможно, и не расставался с актерской деятельностью, но до 2003 года сохранялась установка - отслужив 25 лет, актер театра кукол должен был уходить на пенсию без права работать актером. Но из театра обидно уходить, и Миша решил создать здесь студию звукозаписи. Раньше все спектакли мы писали в радиокомитете. И вот благодаря Мишиному энтузиазму и таланту у нас появилась новая звуковая и световая техника. Теперь работаем на лазерных дисках и не отстаем от прогресса».

Сейчас у Михаила Алексеевича новая и очень ответственная «роль». Помимо основной деятельности художника по свету, он выступает в качестве консультанта проектной организации, которая проектирует новое здание театра.

 

Дом для кукол и людей

Ну вот мы и дошли до пресловутого «квартирного вопроса». У каждого театра кукол — свой золотой ключик, открывающий дверцу за нарисованным очагом. В Ставрополе такой символический ключик был, скорее всего, потерян еще в прошлом веке, наверное, поэтому наши кукольники практически изначально не имели полноценного здания театра. И вот, похоже, удача в лице губернатора и правительства края повернулась к ним.

Как рассказала начальник отдела по организации и ремонтно-реставрационным работам на объектах культурного наследия министерства культуры края Лидия Александровна Грабко, идут к завершению проектные работы будущего театра кукол. Затем проект пройдет экспертизу, и начнется строительство, которое рассчитано примерно на два года. Цена вопроса — около 320 миллионов рублей. Сумма большая, но, дай Бог, край ее осилит.

Здание, в котором сегодня находится Ставропольский краевой театр кукол, не подлежит реконструкции, поскольку является историческим памятником. Оно будет отремонтировано и приспособлено для кукольного театра, а на территории, прилегающей к нему, развернется строительство объектов театрального комплекса.

Пожалуй, теперь остается молиться о том, чтобы никакие карабасы и дуремары не помешали кукольникам наконец-то обрести свой дом.
 
Ольга МЕТЕЛКИНА.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.
 
 
Ставропольский краевой театр кукол

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление