Породненные орбитой
За более чем полувековой период освоения космического пространства одним из значительных событий стала международная программа «Интеркосмос», у которой в нынешнем году юбилей - в 1978 году, то есть 35 лет назад, родился первый в мире космический интернациональный экипаж.
В 80-х годах прошлого века была выпущена серия памятных знаков, ярко иллюстрирующая полеты на советских космических кораблях космонавтов-исследователей Чехословакии, Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Индии. Выполнены знаки в металле и цвете. На каждом - флаги и названия стран - участниц полета и стилизованный символ космического старта ракеты. А на двух знаках: СССР - СРР, СССР - Индия даже помещены портреты членов космических экипажей, названия кораблей и год полета.
Космонавты зарубежных стран проходили учебу у себя на родине, служили в авиационных частях, продолжали учебу в Советском Союзе, а затем специальной комиссией были отобраны кандидатами для полета в составе международного космического экипажа. Все корабли с международными экипажами стыковались с орбитальным комплексом, работающим в космосе. Хозяева комплекса тепло встречали гостей, своих коллег по полету, принимали от них письма и посылки от родных и близких, сувениры, совместные выпуски газеты «Известия» с газетами зарубежных стран - участниц программы «Интеркосмос». В перерывах между проводимыми экспериментами, во время сеансов связи с Землей космонавты участвовали в пресс-конференции, отвечали на вопросы корреспондентов, аккредитованных в Центре управления. После полета спускаемые аппараты с космонавтами приземлялись в районе Целинограда, Аркалыка, Джезказгана, где их тепло встречали жители. Герои космоса становились почетными гражданами города, им присваивалось звание Героя Советского Союза, а советские космонавты становились героями зарубежных стран. По прилете в Байконур космонавты по традиции сажали на Аллее космонавтов деревья, цветы.
СССР - ЧССР
Международная программа «Интеркосмос» началась 2 марта 1978 года полетом корабля «Союз-28». Космонавтом-исследователем был чех капитан Владимир Ремек, который с юношеских лет связал свою жизнь с авиацией. Пилотировал корабль летчик-космонавт СССР полковник Алексей Губарев. А первый полет он совершил в 1975 году на корабле «Союз-17» в качестве командира.
После стыковки «Союза-28» с комплексом «Салют-6»-«Союз-27», на котором уже работали космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, на борту орбитального комплекса начал работу первый объединенный международный экипаж из четырех космонавтов. 7 марта, во второй половине дня, экипаж провел телевизионный репортаж и поздравил женщин с наступающим праздником.
В течение полета первого международного экипажа было установлено несколько мировых рекордов. Полет стал самым длительным по времени и самым дальним. 10 марта спускаемый аппарат с международным экипажем приземлился, а корабль «Союз-27» с Юрием Романенко и Георгием Гречко еще продолжал программу исследований и вернулся на Землю спустя неделю, 16 марта.
После полета в издательстве «Молодая гвардия» в Москве вышла в свет книга А.Губарева и В.Ремека «Породненные орбитой», а в «Воениздате» В. Ремек выпустил книгу «Под нами планета Земля».
СССР - ПНР
Через три месяца, в том же 1978 году, 27 июня в космос стартует корабль «Союз-30», на борту которого летчик-космонавт СССР Петр Климук и космонавт-исследователь майор Войска Польского Мирослав Гермашевский. До этого полета Петр Климук уже дважды побывал в космосе в качестве командира кораблей «Союз-13» и «Союз-18». Общая продолжительность его работы в космосе - около 70 суток.
На четвертом витке полета трасса «Союза-30» пересекла границу Польской Народной Республики, а еще через минуту корабль пролетел над районом Варшавы. И снова стыковка с орбитальной станцией. На орбите образован космический комплекс «Салют-6»-«Союз-29»-«Союз-30». Первым на станцию перешел Мирослав Гермашевский, за ним - Петр Климук. Затем начался один из опытов серии советско-польских экспериментов «Сирена». Название это - символ Варшавы, украшающий герб столицы Польши.
Полет советско-польского экипажа, который завершился 5 июля, совпал с подготовкой к национальному празднику - Дню Возрождения Польши. Символом этого события стал взятый в полет польским космонавтом текст «Июльского манифеста», провозгласивший рождение новой Польши.
Петр Климук и Мирослав Гермашевский провели медицинские эксперименты и эксперимент «Досуг», целью которого было изучение адаптации человека к новой среде жизнедеятельности.
СССР - ГДР
Следующей страной - участницей международной программы «Итеркосмос» стала Германская Демократическая Республика. Космонавт-исследователь - подполковник Зигмунд Йен. Пилотировал корабль «Союз-31» летчик-космонавт СССР Валерий Быковский. Выпускник Московского аэроклуба, а затем Качинского авиационного училища, он в 1960 году одним из первых был зачислен в отряд космонавтов. Совершил два космических полета на кораблях «Восток-5» и «Союз-22».
Перед стартом корабля «Союз-31» Зигмунд Йен заявил, что посвящает полет 30-й годовщине ГДР. 26 августа 1978 года «Союз-31» вышел на орбиту, а уже на другой день состоялась его стыковка с орбитальным комплексом «Салют-6»-«Союз-29». Хозяева комплекса Владимир Коваленок и Александр Иванченков встречали гостей хлебом-солью и сувениром - русской матрешкой. В ответ немецкий космонавт подарил хозяевам комплекса кварцевые часы и сувенирное издание книги о ГДР.
Следующие сутки полета третьего космического экипажа начались с выполнения эксперимента «Беролинг». Название это идет от старинного имени города Берлина.
В полетах международных экипажей сложилась традиция: брать с собой в космос сувениры. Зигмунд Йен взял два красных галстука - своей младшей дочери и дочери своего дублера Э.Кёллнера. У Быковского были два комсомольских значка своих сыновей, старшего и младшего.
3 сентября Быковский и Йен, выполнив контроль бортовых систем, провели последний совместный телерепортаж и заняли места в спускаемом аппарате корабля «Союз-29». Их полет подходил к концу.
После приземления 3 сентября космонавты расписались на обгоревшем борту спускаемого аппарата, а Зигмунд Йен добавил два слова по-немецки: «Сердечное спасибо!».
СССР - НРБ
В четвертый международный космический экипаж корабля «Союз-33», который стартовал 10 апреля 1979 года, вошел гражданин Болгарии космонавт-исследователь инженер-майор Георгий Иванов. А командиром у него был летчик-космонавт СССР Николай Рукавишников. Свой первый полет он совершил в 1971 году вместе с космонавтами Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым на корабле «Союз-10». В декабре 1974 года Рукавишников снова стартовал в космос на корабле «Союз-16», где командиром был летчик-космонавт СССР Анатолий Филипченко.
С первых же витков вышедшего на орбиту корабля «Союз-33» началась у космонавтов трудовая вахта. Проверив системы корабля, они сняли
скафандры. Предстояло выполнить комплекс операций, связанных с проведением коррекции орбиты.
На следующий день началась подготовка к сближению и стыковке с комплексом «Салют-6»-«Союз-32». Когда расстояние между аппаратами было менее четырех километров, космонавты заметили отклонение от штатного режима сближения. Стыковку осуществлять было нельзя.
На Земле невозможно создать условия, аналогичные космическому полету. В космосе возможны любые неожиданности и непредвиденные ситуации. Николай Рукавишников и Георгий Иванов были готовы к подобной ситуации и встретили ее с полным самообладанием. Специалисты на Земле начали подготовку к посадке корабля. В полную готовность приведены все средства поисково-спасательного комплекса. Приземление должно состояться ночью.
12 апреля, в День космонавтики, мужественный экипаж встретили в Джезказгане, откуда его переправили в Байконур. Подвиг обоих космонавтов был по достоинству оценен.
СССР - ВНР
«Орион» - с таким позывным вышел в космос 26 мая 1980 года на корабле «Союз-36» советско-венгерский экипаж. Полет в программе «Интеркосмос» космонавт-исследователь капитан Берталан Фаркаш посвятил 35-й годовщине освобождения Венгрии от фашистского ига.
Командиром «Союза-36» стал летчик-космонавт СССР Валерий Кубасов. До зачисления в отряд космонавтов он работал в конструкторском бюро, которое возглавлял в те годы главный конструктор ракетно-космических систем академик С.П.Королев. До полета в международном экипаже по программе «Интеркосмос» у Кубасова было уже два полета - на корабле «Союз-6» в качестве бортинженера, когда он впервые в истории космонавтики выполнил эксперименты по сварке и резке металлов в космосе, и на корабле «Союз-19» в экспериментальной программе «Союз-Аполлон».
Вечером следующего после старта дня международный экипаж приступил к подготовке стыковки с орбитальной станцией, на которой работали Леонид Попов и Валерий Рюмин. Около двух часов ночи были открыты переходные люки. Фаркаш и Кубасов перешли на станцию. Одной из задач космонавтов было проведение работ по «обмену» кораблями. Предусматривалось, что советско-венгерский экипаж, стартовавший на корабле «Союз-36», возвращается на Землю на «Союзе-35», который доставил на станцию Попова и Рюмина.
Во всех пилотируемых полетах главным объектом исследований является сам космонавт. В советско-венгерском полете проводился эксперимент по самооценке круга интересов, эмоциональной устойчивости, взаимоотношений в группе, состояния работоспособности космонавтов. Попов и Рюмин, кроме выполнения своей программы, контроля за работой бортовых систем, активно участвовали в проведении советско-венгерских экспериментов. В эксперименте «Досуг» использовались бортовая видеотека, зрелищные, музыкальные программы, в которых звучали песни современной эстрады.
Утром 3 июня космонавты заняли свои рабочие места: Попов и Рюмин - на «Салюте-6», а Кубасов и Фаркаш - на «Союзе-35». Корабль плавно отошел от станции, начался его автономный полет. Впереди - сход с орбиты, полет в атмосфере, посадка, встреча в Джезказгане, перелет в Байконур, где были посажены на Аллее космонавтов саженцы молодого карагача, присвоение космонавтам почетных званий.
Подготовил Виталий Задорожный.