Порядок на рынке
Наталья БуняеваПрезидент Владимир Путин на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике поручил руководителям регионов принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и коренного населения России.
Идея очень хороша, но боюсь, что для нашего региона задача, связанная с наведением «особого» порядка на рынках, – цель трудновыполнимая. Уж больно регион многонациональный. И что такое «порядок» на рынках? Вроде все благоустроенны. Одни чуть больше, другие чуть меньше. Одинаковые практически ряды, и одинаковы, как близнецыбратья, торговцы. Практически все они черноволосы, золотозубы, говорливы и услужливы. Каждый расхвалит и товар, и покупателя, да еще есть и такие, что пару «лишних» морковок в сумку кинут. Что еще нужно? Чтобы не обвешивали, пожалуй, да не обсчитывали. Чтобы картонные коробки под ногами покупателей не мокли, и вообще, чтобы санитарный порядок был на торговых местах.
Перед тем как писать о наших, ставропольских, рынках, я попыталась осторожно поговорить с торговцами, представителями, как нынче модно говорить, славянской национальности. Рядом с моим домом есть большой рынок «Андреевский», через который я каждый день иду с работы домой. Николай торгует помидорами, перцем и огурцами. «Да ладно тебе, перекупщики! Мне вот дома не сидится, я тут и торчу… Думаешь, легко? Домто под Краснодаром… А так – чего проще: подошел к какомунибудь Магомеду: «Брат, за такую цену возьмешь товар?» Если по рукам – да, пожалуйста! У него профессия такая, его родили уже продавцом картошки и огурцов с капустой, что поделаешь. Отдаю, даже если чувствую, что гдето теряю. Но, с другой стороны: на рынке не сидеть. Не мерзнуть, не жариться на солнце, не мокнуть под дождем. Отдал, деньги получил и домой. Давайте выгоним Магомеда с рынка! Много ли русских станут за прилавок? Тото… Ты же не пойдешь, нет? Мы тут все и всех знаем. Основная масса торговцев на этом рынке – дагестанцы. А они – полноправные граждане России. Ну и пусть ими милиция занимается, если законы нарушают. Мыто знаем, с кем можно дело иметь, а с кем не стоит. Тут за каждый выявленный обвес такие крики и санкции, что народ, как на спектакли, сбегается посмотреть. Интересно только, что вот у нас цыгане появились с супердешевым товаром… Откуда они его берут, интересно? Ну хоть так, и то хорошо, не воруют…»
Цыгане на «нашем» рынке занимают действительно «центровое» место: несколько прилавков прямо посреди рыночной площади. Мне с этим народом легко общаться в силу общих «кровей». Однажды разговорились с молодой цыганкой, уже увешанной кучей детей, огромными грудами товара – дешевых сумок. «А то не тяжело! Эээ, не спрашивай, откуда товар… Привозим, бумаги имеем. Да тут попробуй нелегально что продай… Вон видишь, дядькамилиционер? Боимся… Платим, как положено, за место. Неее, цены подъемные! Мои сумки разбирают, знаешь, как?» Цыгане – граждане России. Эти на рынке работают. Да еще как! Уж темнеет, а они только баулы начинают укладывать.
Окончание на 2й стр.
Начало на 1й стр.
На рынке есть определенная национальная кастовость: вещами в основном торгуют русские и армяне. Причем русские женщины и армянские мужчины. Сомневаюсь, что среди них есть «неграждане». Продуктами и вещами в павильонах – русские, корейцы (острые закуски), кавказцы (в основном женщины торгуют сырами). Овощи – тут всех полно. И русские, и дагестанцы во всем национальном разнообразии, и азербайджанцы, и армяне (их мало), и грузины с абхазами. Последние забывают о национальных противоречиях и войнах на период торговли мандаринами. Стоят рядом. Наш рынок – это своеобразная модель мира: таким он должен быть. Мирным, спокойным, доброжелательным. Но случается всякое, вплоть до драк. Причина одна и простая: обвесили, сдачу недодали. Администрация разбирается оперативно, по себе знаю. С продавцом картошки както разругались вдрызг по причине недовеса. Он с тех пор на лимоны перешел.
Собственно, вот такие дела на нашем «ближнем» рынке. Директор – Александр Поздняков уверен, что если где и тонко, то не порвется: «У нас нет тех проблем и противоречий, как, скажем, на московских рынках. Порядок поддерживать легче, да и народ привык к многонациональному составу торгующих. К тому же у нас работает система «поле прилавок». Это когда овощи, фрукты, и вообще сельхозпродукцию к нам везут непосредственно от производителя. Есть машины, есть возможность стоять целый день, а то и неделю – пожалуйста. Нет возможности, те, кого опрометчиво называют «перекупщиками», берут товар на реализацию. Крестьянин не может надолго оставить хозяйство, вот и заключает сделки с теми, кто стоит на рынке постоянно. Наши торговцы – граждане России, и мы не можем ущемлять их права. Если приезжают, скажем, из Грузии торговцы – ну что же, тут другой разговор. Но ведь все эти миграционные процессы отслеживать – не наша задача».
Директор Нижнего рынка Валерий Зурначев тоже считает, что на наших рынках нет тех проблем, с которыми борется Москва. «Ну что такое перекупщик? Это вообще неприемлемый термин! Это – предприниматели, участвующие в процессе торговли наряду с производителем. Не думаю, что они имеют уж совсем фантастическую прибыль, максимум десять процентов «накручивают» на стоимость привозимого товара. Зато они платят налоги, наполняют рынок продукцией круглый год, имеют все разрешения на свою деятельность. У нас на рынке действует система поддержки дачников. Им торговые места мы предоставляем бесплатно. Бабушек с нехитрым набором товара приглашаем: заходите под крышу, торгуйте, сколько хотите! Поддерживаем местного производителя сельхозпродукции. Если вы житель Ставропольского края, вырастили или произвели продукцию – милости просим к нам! Скидки до 50 процентов за торговые места. Мы разрабатываем программу «приглашений»: рассылаем пригласительные письма производителям товаров. Никого не обижаем: есть чем торговать – пожалуйста, ждем!»
Никаких нормативных актов по «наведению порядка» на рынках России еще нет. Все они будут разработаны и приняты до 15 ноября этого года. Сейчас руководители рынков стараются поддерживать тот порядок, который уже установился на торговых площадях. И их больше заботит ассортиментное разнообразие, безопасность торгующих и покупающих, честность тех и других, санитария, а вовсе не цвет кожи или другие антропологические данные людей, привозящих товар. «Да хоть из Гамбии с бананами, лишь бы законов не нарушали! Примут в Правительстве России дополнительные или новые нормативные акты, регулирующие работу рынка, будем выполнять. Но уже сейчас можно говорить с уверенностью: наши рынки принадлежат людям, и им здесь рады!»