Потерянный и обретенный вновь. Мой брат...
.Вопрос: может ли человек, отбыв длительный срок заключения, выйти из мест лишения свободы нормальным, с «непокосившейся» психикой, с желанием хоть как-то, но вытащить себя из трясины «зоны»?
Ответ точно знаю, потому как такой человек — мой брат. Назову его Андреем: писать разрешил, но попросил сильно не «светить»: на работе не все знают о перипетиях его судьбы.
Пропал...
Итак, ему далеко за сорок. Красивый мужичок такой, вечно загорелый, даже если на улице лютая зима... На войну он уходил в 1995 году, 4 января, когда в Грозном горели наши танки. Он служил до этого срочную, успел повоевать по контракту: тогда только начался этот эксперимент и еще было не известно, приживется или нет.
Мой «черный» январь: я вижу спину брата, он уходит, прижав гитару и еще какую-то сумку поправляет на плече... Двери лифта закрываются, и все: брат пропал на долгие 16 лет. После длительных поисков, после поездки в Чечню, вагонов-рефрижераторов с неопознанными телами пришло осознание, что все: его нет. Погиб, убили, похоронен, неизвестно где. И моё дело: ставить заупокойные свечи, потому как больше некому. Родители пили и умерли от этого, брат погиб еще ребенком.
Искать-то я перестала, но в голове постоянно это было: где ты, ну где?.. Хоть бы цветы положить на могилу... И однажды, копаясь в соцсетях, набираю его фамилию: вдруг какая родня найдется? У меня семья очень большая, но как бы на два лагеря разделена: эти работяги, вкалывают, а те — пьют всю жизнь и смерть им такая выпала. Вторых почти не осталось: водка увела всех на тот свет. Родственные связи разорваны полностью, если не считать меня - мостика между теми и этими.
В общем, открываю сетевые страницы, одну за другой и чуть не теряю сознание: вижу даже не лицо, а черный берет на русой макушке. И фамилия! И это же он! Был день, солнышко, а у меня свет померк...
Встреча через годы
И вот — наша первая встреча почти за двадцать лет... В кабинет вошел ладный парень такой, чистенький, хоть и в рабочей одежде, заляпанной какой-то краской.
Я повисла на его толстой шее, пыталась плакать, но не получилось. У брата в руках колбаса, хлеб, еще что-то. Как ни в чем не бывало: «Давай поедим, я голодный, с утра ни крошки...» Как будто и не было ничего, как будто мы снова молодые и неизвестное будущее где-то далеко. Ем колбасу, а сама нет-нет да и трону его за рукав или коленку: он ли это? Смеется: «Что ты меня хватаешь? Это я!» Кстати, он страницу завел буквально за день, когда я его нашла... «Да я не хотел. Мне по делу надо было...»
Что же случилось с нашим «летучим голландцем» за годы и почему я не могла его найти? А не там искала! Мы-то думали, что Андрей в армии, там и погиб. А он был в тюрьме. И не один год, а шестнадцать... Как выжил, как спасся? Отвечает коротко и неохотно: «Нужно только хотеть остаться человеком».
Тюрьма
«Я ушел на войну, знал, что точно возьмут. Я же спецназовец, морская пехота... Пришел к военкомату, и тут на меня напали двое пьяных мужиков. Они что-то спросили, я был не совсем трезвый тоже. В общем, ответил... Они без разговоров драться кинулись. Помню хорошо одного, который не пострадал. А второго просто сильно толкнул, стряхивая со спины: я его и не видел почти... Он упал, а потом умер. Это мне уже менты сказали. Ну я и понял все: убил милиционера, мне теперь не выйти отсюда вовек. Поэтому все: допросы, суд, отправку в колонию строгого режима даже не запоминал: не мемуары писать... Я понимал, что буду умирать там. Тем более что опыта «сидения» нет никакого».
Знаю, что попадал-то в разные ситуации, и спасало то, что Андрей - боец. В смысле — черный пояс по шотокан (может, путаю), японской борьбе. Тогда модно было, «кияшки» эти все: только фильмы пошли с Брюсом Ли, и не было мальчишки, который их не посмотрел. Хмурится, но говорит: «Меня призвали в армию на Дальний Восток, в спецвойска, так я там рекорды выживаемости ставил. Сам удивляюсь... Ну и вот — тюрьма. Как-то получилось, что сначала на меня пытались надавить всякие «паханы», короли зоны, коронованные воры всякие, начальство и прочие... Но где мы — там же победа! Дрался я, как черт. Было время — из БУРа не вылезал, на особых условиях был, в промерзлой комнате месяц просидел на воде и куске хлеба. В конце концов все от меня отстали. А я все время занимался спортом: слабаку там не выжить. В кирзачах, в робе, перчатки сам шил, отрезал «пальцы», и таскал тяжести, бегал, гонял в футбол. В общем, начальство и зеки на меня рукой махнули: блаженный, что взять... Да, был момент, когда вдруг почудилось, что меня ждут. Мне стыдно было объявляться. Много причин, я уж позабыл всех, кто еще может меня считать человеком. Так годы и шли: свиданий не было, не с кем. Читал, учился, работал... В общем, был обычным «мужиком» - есть такая категория лиц на зоне. Мышцы накачал такие, да еще злой был, как черт. Молчал все время. Меня боялись, уже и не пытались сломать. А я все научился чинить: механизм какой, станок наладить, да все... Знал, что на воле, если выживу и выйду, на кусок хлеба себе заработаю. А там, что Бог даст».
Свобода
Вышел Андрей в 2011 году. Правильно, через шестнадцать лет...
Нам на глаза не показывался. Год вообще пил: дома нет, в городе одна тетка осталась, она и держала, как могла. А тут Маша появилась. Смеется: «Я пьяный, не пойму, чего она от меня хочет. А она разведена да еще и «чутка» старше меня. И как начала «строить»! Это не пей, это не ешь, брейся-купайся, делай то, делай се... Ну и я, как теленок на оборочке — что она скажет, то и делаю. Ждать ее стал в своей берлоге. Сильная она у меня... Веришь, МНЕ приказала переселяться к ней. Сама штукатурила на стройке. И я вдруг нашел себе увлечение! Начал заниматься ремонтом квартир. Хозяева-то не знали, что я сидел столько. Все время учился штукатурку правильно укладывать, накаты всякие делать — я и до сих пор не знаю, как все это называется. Меня уже узнали и ждали. С Машей мы все чертили, планировали, подбирали материалы, какие-то книжки я нашел, стал ориентироваться в дизайне, отчего же и в интернет полез. Квартиры получались на загляденье, жильцы хорошие деньги платили. Даже просто за проект: что куда лепить и красить. Платят и сейчас: я нет-нет да и вырываюсь на это дело, на любимые ремонты. Хочешь, в коридоре тебе такую козырную штукатурку уложу, такой ни у кого нет?.. Ну как хочешь, не смейся...»
А потом вдруг выяснилось, что и пить расхотелось. Вообще. Семья, жена, даже собака, как у приличного человека, квартиру купили в дорогом районе. Стал «модничать»: полюбил красивую одежду. Маша по секрету жаловалась, что у Андрюхи «шмотья» больше, чем у нее. Посмеялись. Самое главное, что он не привез с зоны — блатные словечки, развязность, свойственную «отбывшим»: стал тихим каким-то... Любимое занятие — уехать на пруд и сидеть с удочкой: его даже комары не кусают: «Я могу рыбу сутками ловить... Знаешь, голова отдыхает: я столько лет искал одиночества...» Там же читает книжки: отделка помещений, дизайн, садоводство вот осваивает, то есть — ландшафтный дизайн.
Люблю их всех!
Недавно радостный звонит: у него внук родился! И теперь этого сурового мужчину не узнать: «пацанчик» у него! Тетешкается, как с родным, хотя родила его дочка Маши.
Я люблю их обоих. Машу — за упорство, за верность, за задатки полководца. Андрея… Да за то же самое. Только тихий стал, согласный со всем: «Знаешь, не пиши, что все зеки выходят и прямо их разбирать надо, как пирожки. Иных я сам боюсь: тебе дали свободу — живи! Так нет же — ему тюрьма дом. Женщин обманывают, письма отрядом сочиняют, потом грабят, хорошо, если не убивают. Не делай из «отбывшего» героя: не герои почти все. Это мне повезло: я умею впадать в анабиоз, как лягушка, не видеть и не слышать, что вокруг. Да тоже: иной раз сорвусь, наору на Машку... Она плачет, а я как дурак: за что я?.. Готов на коленях ползти. И ползу, я ведь гад, она из-за меня сейчас страдает. Если руку подниму — отрублю ее сразу же. Лучше инвалидом, чем такой дрянью быть...» Андрей не пьет совсем, бросил курить, опять спорт, хоть и смеется: поздно мне уже. Вот ему поздно, а мне нормально: брат нашелся! Не стал сволочью, не опустился, любит жену, внука, любит свою старую тетю, любит жить вообще. Потому что жизнь, она же есть повсюду...